Франц Сан-Галли. Коммунальный магнат Петербурга

Снова небольшой рассказ о «проклятом буржуине». Итальянец из Германии, обосновавшийся в России — промышленник Франц Сан-Галли. Этот человек внес полезный вклад в коммунальный комфорт не только России, но и всего мира. Сан-Галли изобрел тепловой радиатор — всем известную батарею, которая спасает нас зимой (поначалу это приспособление называлось «хайцкёрпер» (горячая коробка).

«Практикуй честность, трудолюбие и сноровку, живи в согласии с самим собой» — правила чести 19 века, которые ему передали родители.


Особняк Франца Сан-Галли на Лиговском проспекте, сейчас здесь отель

Другое полезное дело, которое Сан-Галли сделал для Петербурга — сеть общественных туалетов. Финансирование на это предприятие было получено внезапно. Скончалась богатая куртизанка, наследников у нее не было, и все имущество «жрицы страсти» поступило в казну. Император велел отдать эти деньги сиротским приютам, но моралисты возмутились «грязные деньги, фу!». Царь гневно воскликнул: «Мне что теперь эти деньги собакам отдать?!» Тогда промышленник Сан-Галли и предложил свою туалетную идею, на реализацию которой и потратили наследство куртизанки.


Дом и завод Сан-Галли в 19 веке. Здание завода сейчас закрыто лесами на реставрацию

Сан-Галли приехал в Россию в 1843 году по воле случая, устроившись в фирму, торговавшую российскими товарами. Ему было 19 лет. О своем жаловании Франц шутя говорил «Слишком мало чтобы выжить, но слишком много чтобы не умереть с голоду».

Молодость будущего промышленника прошла бурно: «В это время я, двадцатипятилетний горячий и довольно видный юноша, много, очень много любил, и не одной только платонической любовью… До сих пор я не понимаю, как юноши могут избегать этого, когда кровь кипит и когда представляется случай…» — вспоминал Сан-Галли.


Вход в Сангальский парк, где до Сан-Галли был капустный огород. В годы советской власти парк назвали Фрунзенским.


Сан-Галли в рабочем кабинете

В 28 лет Сан-Галли остепенился, женился и стал российским подданным. «Моя жена, София, слава Богу, не была красавицей, но мне была очень симпатична, хорошо образована, дельна, прилежно занималась практическим искусством и хозяйством, была стройна и совершенно здорова» — писал он о своей жене Софье Розинской, с которой прожил 40 лет. У них было двое сыновей и двое дочерей.


Дверь со львом

«Поставь себе цель, иди вперед, не трать времени на споры» — решил Сан-Галли. Он открыл на Лиговском проспекте небольшую мастерскую по производству металлических предметов быта. Поначалу дела шли неважно.
«Хотя я напрягал всю свою энергию и знание для развития и поддержания своего нового и, несомненно, здорового дела, я в первые три года не сделал ни одного шага вперед, несмотря на очень скромный образ жизни, и я был весьма рад, когда мой хороший знакомый любезно возобновил вексель еще на три года» — вспоминал Сан-Галли.

Обед будущего миллионера был скромным: «Не имея средств и живя экономно, мне часто приходилось обедать в ресторане Палкина, причем мой обед состоял из тарелки щей с куском мяса и обходился в 20 копеек»

Постепенно дела наладились и скромная мастерская превратилась в фабрику, на которой трудились около 1000 рабочих.


Дом для техников и инженеров завода, «угнетенных проклятым буржуином».
Для «угнетения пролетариата» Сан-Галли также построил рядом с заводом жилой рабочий городок со школой и больницей. Шестнадцать рабочих домов были с 2-комнатными квартирами, а два дома с однокомнатными квартирами. Дома снабжались водопроводом. Сан-Галли старался найти работников на долгую службу, новичков подбирал тщательно.

Подобная система обеспечения рабочего коллектива жильем характерна для промышленников 19 века. Обычно в каждом рабочем городке была школа и больница. Почему-то, когда я упоминаю об этом, «товарищи Швондеры» записывают меня в «любителя хруста французской булки и профессора Преображенского», обвиняя в исторической лжи.


Скульптура «Рождение Афродиты» у входа.

По легенде, дочь Сан-Галли утонула, катаясь на лодке. В мемуарах промышленника сказано «старшая дочь и ее муж умерли после четырех лет счастливой жизни».

В память о ней безутешный отец велел отлить скульптуру дочери в образе Афродиты, рождающейся из морской пены. Говорили, что «юная Сан-Галли не утонула, а превратилась в русалочку».


Поначалу скульптура находилась в помещении. В парке Афродиту установили в годы советской власти. В наши дни скульптуру сняли на реставрацию и в итоге оставили в холле КГИОП. В парке обещают установить копию.


Продукция завода Сан-Галли пользовалась спросом и славилась высоким качеством.

Фирме Сан-Галли было доверено провести систему отопления в Царском селе.

«Мои главные покупатели были его Величество и все члены Императорского дома, многие государственные общественные учреждения» — писал Сан-Галли в мемуарах.

«Мой завод может все сделать… — какую бы кто ни пожелал машину или аппарат, или предмет из неблагородных металлов… И я поддерживал эту репутацию, принимая всякие заказы, как бы трудны они не были» — говорил он.

«Так как я был на 8 лет старше жены, то думал, что умру раньше ее, и что она не захочет жить одна в таком большом доме, и потому устроил для нее маленький особняк среди парка у завода» — писал Сан-Галли, но ему было суждено пережить супругу.

Франц Карлович за хорошую работу получил в награду дворянство, что вызвало у него беспокойство за своих потомков: «… получить потомственное дворянство не хотел бы, ибо дворянство, дающее такие большие преимущества и привилегии, отвлекло бы моих наследников — может быть — от задачи, которая для них должна быть главная и прямая — поддерживать доброе имя и высокую репутацию фирмы Ф. К. Сан-Галли».


Франц Сан-Галли на охоте

Франц Карлович скончался в 1908 году в возрасте 84 лет. В 1918 году потомки промышленника потеряли все, имущество было конфисковано на благо партии.

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Оставьте комментарий