Призрак маэстро Рубинштейна

По легенде, в Петербурге появляется призрак великого музыканта Антона Рубинштейна. Его имя присвоено улице, где в доме №38 маэстро жил и работал с 1887 по 1891 годы. «В каждый дом – по Рубинштейну!» — гласит девиз ценителей классической музыки.
Рубинштейн стал основателем первой консерватории в Петербурге, у него обучался знаменитый композитор Чайковский.

Выступление Рубинштейна в салоне Полины Виардо

Музыкант, даже достигнув мировой славы, очень строго относился к своей игре. Он ежедневно усердно репетировал за роялем. Этого занятия великий Рубинштейн не оставил после смерти. Говорят, что в сумерках из окон его дома доносятся звуки музыки, призрак музицирует совершенствуя свое мастерство. Вечерами на улице Рубинштейна закипает «ночная жизнь», из баров и клубов доносится совсем другая музыка, заглушая мелодию мастера.

Музыкант обладал колоритной внешностью. Современники отмечали его сходство с покойным композитором Людвигом ван Бетховеном. Появились слухи, что Рубинштейн – внебрачный сын гениального композитора.

Как у большинства гениальных музыкантов у Рубинштейна было немало врагов и завистников, которые распространяли о нем дурные слухи и коверкали фамилию, называя «Дубинштейном» и «Тупинштейном».

Рубинштейн (справа за роялем) на «Портрете русских, польских и чешских композиторов» работы Репина. Портрет, объединивший живых и мертвых музыкантов, получил множество лестных отзывов от публики, но некоторые друзья художника раскритиковали работу. Писатель Тургенев назвал картину «холодным винегретом живых и мёртвых — натянутою чушью, которая могла родиться в голове какого-нибудь Хлестакова-Пороховщикова». Многие сочли изображение живых, которые непринужденно беседуют с мертвыми — дурным знаком.

Дом №38, где жил Рубинштейн


Молодой музыкант Антон Рубинштейн

О явлении призрака Рубинштейна рассказывали его современники, увлеченные музыкой маэстро. После смерти музыкант явился одной из своих поклонниц. Дама рассказывала, что ее трижды посещали тревожные видения. Она видела Рубинштейна за роялем, голова музыканта была откинута назад. Вскоре дама узнала о смерти композитора, который явился к ней в день своей смерти.

Рубинштейн на стройке здания консерватории

Дом Рубинштейна

«В 1894 году в освещённой солнцем зале я разговаривала с учительницей своей дочери. И вдруг совершенно явственно увидела Антона Рубинштейна в чёрном костюме, сидящим перед открытым фортепьяно, с руками, положенными на клавиши. Его львиная голова была откинута назад, как во время выступления. Я с облегчением подумала: «Слава Богу, что Рубинштейн совершенно здоров, а то это видение могло вызвать суеверное беспокойство». Образ Рубинштейна являлся мне как наяву ещё два раза… Через пять дней я узнала, что Антон Рубинштейн скончался. Удивительно, что он стал себя плохо чувствовать именно с того дня, как в первый раз привиделся мне!..» (Профессор М. Манасеина «Кавказ», 1901)

Этот случай подробнее описан в книге другого современника мастера:
«Госпожа Монассейна сообщает в письме к известному исследователю профессору Шарлю Рише в «Annales* des sciences psychiques» за 1895 год следующий случай:

«Это было 4 ноября, в пятницу, в десять часов утра, в гостиной, освещенной солнцем. Г-жа М. рассказывали госпоже Михеевой, учительнице музыки своей дочери, о вчерашнем посещении собора. Вдруг рассказчица увидела около раскрытого пианино знаменитого композитора Антона Рубинштейна. Он был одет в черное, руки держал на клавишах, а свою львиную голову откинул назад. Г-жа М. видела Рубинштейна от себя направо, так как пианино находилось сбоку. Желая xopошенько присмотреться к бестелесному пианисту, она повернулась к нему, но видение исчезло. Г-жа М. сказала о своей галлюцинации дочери и учительнице музыки, заметив при этом:

— Счастье, что г-н Рубинштейн здоров, так как иначе это видение могло вызвать суеверное беспокойство, тем более что за несколько дней перед смертью государя я видела его галлюцинаторный образ.


Улица Рубинштейна

После этого видение повторилось в тех же условиях еще два раза с небольшими промежутками, каждый раз расплываясь, подобно дыму в сыром воздухе, когда галлюцинатка поворачивалась прямо к видению. В тот же день г-жа М. рассказала о своей галлюцинации проф. Тарханову, который вместе с г-жою Михеевой подтверждает действительность сообщения ею факта галлюцинации. Пять дней спустя, то есть 9 ноября, стало известно, что утром в два часа Антон Рубинштейн неожиданно умер, но чувствовал себя нездоровым еще с пятницы. К этому нужно прибавить, что знаменитый пианист был в доме г-жи М. только один раз и вовсе даже не садился к пианино».
(Из книги В. Битнера «Верить или не верить» — СПб., 1896 год).

Портрет Рубинштейна работы Репина

Видение не обмануло поклонницу, маэстро умер от переутомления работой. Рубинштейн не слушал рекомендации докторов отложить репетиции и отдохнуть. Доктор Эйхвальд предупреждал, что музыканта ждет «возможность внезапной смерти, если он не переменит своего образа жизни».

Накануне в семье Рубинштейна случилась трагедия – смерть младшего сына. Говорили, что сильные переживания и боль утраты подорвали здоровье мастера, но он продолжал «избегать докторов».

Рубинштейн всегда придерживался строгого распорядка дня. Музыкант вставал в 7.30 утра, после завтрака работал с 9 до 12 часов дня. После перерыва на обед рабочий день продолжался с 2 до шести часов вечера. После работы композитор проводил время с семьей.


Рубинштейн на смертном одре

Кавос-Дехтерева рассказала в дневнике о смерти Рубинштейна: «Страдая некоторым нервным возбуждением и болью в левой руке за последние дни, он в вечер 7-го ноября чувствовал себя несколько лучше, играл в карты в кругу близких и друзей, между которых были С.А. Малоземова и Н.А. Ирецкая. Шутил по-прежнему, и, но обыкновению, лег спать в 11 1/2 час. Вдруг в 2 часа ночи он появился в дверях своей спальни задыхающимся голосом стал звать к себе «Мне душно, я задыхаюсь… доктора!». Жена А.Г. бросилась к нему, привезли немедленно докторов, начали его растирать, давали вдыхать кислород, но было уже поздно, и через 1/2 часа Рубинштейна не стало».
Музыкант скончался в возрасте 64 года.


Перекресток «Площадь пять углов», где начинается улица Рубинштейна

На вопрос поклонников, почему он, став мировой знаменитостью, продолжает упорно репетировать, маэстро обычно отвечал: «Это просто необходимо. Если я не буду упражняться хотя бы один день, это замечаю я сам, два дня – заметят музыканты, три – вся публика».

Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

 Мои мистико-приключенческие детективы

Оставьте комментарий