Императорские конюшни и верховая езда 19 века

В России первой половины 19 века, как я уже упоминала неоднократно, распространилась мода на готику. Этот стиль пришелся по нраву самому императору Николаю I. Его Величество одобрило проект архитектора Николая Бенуа по строительству царской конюшни в готическом стиле.


Императорские конюшни в Петергофе. Сейчас здесь санаторий.

Архитектурный комплекс — императорские конюшни включал в себя не только манеж и домики для лошадей, но и помещения для персонала, кузницу и ветеринарную лечебницу. Архитектор планировал сделать бассейн для лошадей, но расходы Крымской войны урезали финансы на строительство, и от идеи пришлось отказаться.

«Первой и самой главной постройкой Н.Л. Бенуа было здание Императорских главных конюшен, возведенных по повелению Николая I в 1847-1852 годах. Здание построено в стиле английской готики» — писал сын архитектора.


Здание манежа, сейчас здесь столовая санатория

С конюшнями Петергофа связана история российского конного спорта.В конце 19 века здесь работал основатель классической школы верховой езды Джеймс Филлис. Его книга «Основы выездки и езды» — актуальный учебник о том, как крепко сидеть в седле.

В 1912 году выездка стала олимпийским видом спорта, и команда всадников Филлиса приняла участие в играх. Среди спортсменов был великий князь Дмитрий Павлович.


Иллюстрации из учебника Филлиса

«Начав самостоятельную трудовую жизнь без гроша в кармане, семилетний мальчик-сирота посвятил ее исключительно изучению лошади. Достигнув теперь громкой известности, обеспечив семью (жена и пятеро детей) совершенно достаточными материальными средствами, Джеймс Филлис доказал, что и в жизни своей, как и в принципе выездки лошади, он остается верен своему девизу — «en avant!» («вперед!»)» — писал о Филлисе современник князь Багратион в 1900 году.


Красный кирпич для строительства производился на заводе, построенным специально для осуществления проекта — императорские конюшни. На заводе для производства кирпичей была задействована новая технология, которая позволила снизить себестоимость кирпича с 22 рублей до 15 рублей.


У императора Николая I была любимая лошадь по кличке Флора/
В конюшнях императора играла музыка, чтобы лошади привыкали к посторонним звукам.

В книге Филлиса указан основной рацион питания лошади:
«Кормлю я лошадей хорошо, особенно овсом: даю в день 12 литров. Овес дает лошади энергию, а от лошади мной требуется энергия, еще энергия и всегда энергия.

Утром овса даю меньше, вечером, когда лошадь остается в покое, даю его много. В покое лошадь ест медленно, лучше пережевывает и, следовательно, лучше усваивает корм. Утром я даю 2 литра овса, 4 литра в полдень и 6 — вечером. Утреннюю дачу лошадь получает минимум за два часа до работы, чтобы во время работы ее желудок не был обременен. Перед работой коротко привязываю повод, чтобы лошадь не ела подстилку.

Через полчаса после работы даю пол-охапки сена. В полдень лошадь выпивает 3/4 ведра воды и получает овес. В четыре часа всем лошадям подкладывается по охапке соломы в подстилку, в пять часов по 1/4 охапки сена. В семь часов водопой в том же количестве и вечерняя дача овса. Два раза в неделюдача идет давленым зерном».

«Но одной физической стороны в лошади, как и в человеке, недостаточно — нужно узнать еще ее характер. Главное достоинство лошади — это откровенность и расположение идти вперед» — писал Филлис о лошади, которая в первую очередь должна стать другом своего всадника, а не бездушным средством езды.

О наказании непослушных коней Филлис писал:
«Каждая сознательная, умышленная вина лошади должна быть наказана, но лучше совсем не наказать, чем наказать поздно. Плохо и то и другое, но из двухзол надо выбирать меньшее. Всегда следует выяснить причину, почему не слушается лошадь. Если она противится из упрямства или от злобности, то ее следует наказать, и строго. В этом случае, чтобы затруднить лошади работу задом, надо поднять ей голову вверх, отчего тяжесть ее тела перенесется на зад. Если же лошадь не исполняет воли всадника от боли в пояснице или задних конечностях, то очевидно, что наказывать ее не за что, а, наоборот, нужно избавить ее от боли.Эта глава не требует комментариев. Если бы все совре-менные всадники выучили ее наизусть и пользовались истинами, изложенными в ней, им удалось бы избежать многих проблем в общении со своими питомцами».

По наблюдениям Филлиса, лошади обладают хорошей памятью, но не привязываются к одному человеку. Главное для лошадки — раздача корма:
«У одного моего приятеля была лошадь, которая шла на его голос, ржала при его входе в конюшню. Приятель полагал, что лошадь так к нему привязана, что не вынесет разлуки с ним. Я упросил его отдать мне эту лошадь на время. Я узнал подробно ее привычки и на другой день в обычное время заставил ее работать, причем подражал голосу приятеля. В награду, как делал он, дал ей моркови. В положенное время сам задал ей корм. На другой день я общался с ней своим голосом, и лошадь ласкалась ко мне, не замечая даже, что я не прежний ее хозяин. После утреннего урока я сам раздаю моим лошадям большую дачу моркови. Лишь только лошади заслышат мой голос, они начинают ржать.

«Как ваши лошади знают вас, как они вас любят!» — говорят часто посторонние, которым приходится входить со мной в это время в конюшню. Если в положенное время кто-нибудь другой войдет в конюшню для раздачи моркови, то лошади так же будут ржать. Когда я вхожу после того, как лошади проели морковь, они не обращают на меня внимания. Лошадь совершенно равнодушна к тому, кто за ней ходит и кто на ней ездит. Впрочем, если быбыло не так, то она повиновалась бы и служила только одному хозяину».

Конечно, лошадки любят ласку:
«Ласками не следует пренебрегать. Ласка и наказание лежат в основе обучения лошади, но применять ее, равно как и наказание, надо умело. Ласка успокаивает лошадь, поощряет ее и устанавливает, до времени физического воздействия человека, общение лошади с ним. Всякая, даже самая щекотливая лошадь дает себя хлопать по шее. С шеи и следует начинать знакомить лошадь с лаской. Хлопать по шее надо смело и настолько крепко, чтобы лошадь почувствовала, но, конечно, не грубо. Робкое и слабое похлопывание будеттолько щекотать лошадь.

Ласка всегда должна быть своевременна и следовать сразу за уступкой лошади, так же как и наказание должно являться сразу после ошибки. Одновременно с лаской отдайте повод и в течение нескольких секунд не требуйте ничего от лошади. Эти секунды свободы при ласке и будут самой действенной наградой для нее. Лаская лошадь рукой и в то же время ободряя ее голосом, вы, скорее всего, успокоите ее».

Подержанное седло — лучше нового:
«Не советую ездить на новом седле. Редко оно бывает удобно, так как на необмятой коже неловко сидеть. Лучше приобрести подержанное. Седло не должно быть высоко в передней луке, так как будет сбивать всадника назад; то же будет, но в обратном смысле, если слишком высока задняя лука. Сидеть всадник должен как можно ближе к спине, почему, по-моему, седло должно быть жесткое, без набивки. Короткие крылья могут стирать ноги всадника, а длинные мешают чувствовать бока лошади. Крылья седла должны быть по ногам всадника. Некоторые предпочитают седло с надколенной подушкой, а другие без нее. Это зависит от привычки».

Отдельное внимание Филлис уделяет дамской езде, помимо элегантности учитель говорит о безопасности дамы-амазонки. Он пишет о посадке для леди 19 века, когда по этикету дама сидела на лошади как на стуле:
«Правильная, то есть твердая посадка в то же время и элегантна. Для посадки необходимо: чтобы колени были возможно ближе одно к другому; правым плотно облегать спереди назад верхнюю луку, левое, при помощи стремени, упирать сзади вперед и снизу вверх в левую луку; не заваливая левого плеча, корпус подавать слегка вперед.

При заваленном левом плече, даже на шагу, аллюре, на котором амазонка не отделяется от седла, посадка некрасива; посадка становится безобразной, когда амазонка едет так называемой английской рысью. При подъеме на стремени плечо быстро идет вперед, при опускании в седло оно отклоняется назад. Французы называют это уродливое качание штопором.

Ехать английской рысью надо, так сказать, из-под себя. Корпус не должен делать усилия подниматься над седлом — его поднимает движение лошади. Пружиной служат щиколотки и колени, почему и не следует тянуться. Малейшее напряжение и натяжка ноги или бедер утомляет амазонку и искажает посадку. Если амазонка английской рысью едет правильно, то один темп она сидит в седле, другой — стоит над ним. В противном случае она будет падать, а не опускаться, и сидеть она в седле будет два темпа. Утомительно и беспокойно.

Остановлюсь на некоторых подробностях туалета амазонки, так как часто мелочи в нем являются большой помехой при езде. Малейшая складка на одежде может быть причиной появления ссадины. Для долгой езды, особенно охоты, вместо рубашки советую надевать коротенькую шемизетку, с перехватом у талии, из мягкой и тонкой материи. Воротничок и рукавички должны быть пришиты, а не приколоты (булавки падают и колют амазонку и лошадь). Вместо чулок надевать носки, так как подвязки задерживают кровообращение, а иногда надолго стирают ногу. Панталоны должны быть не слишком широки, чтобы не делать складок, и на резиновых штрипках. Под панталоны надевать рейтузы из вязаного трико или джерси, а еще лучше лосины. Сапоги голенищами мешают чувствовать лошадь и стирают ногу под коленом, почему лучше надевать ботинки, но ботинки не на пуговицах, а на резине. Длинный корсет даже опасен. Шляпа и вуаль должны быть плотно надеты, дабы не отвлекать внимания дамы от лошади. Позволю себе сказать, что дама, теряя шляпу, теряет и голову.

Я бы не решился вдаваться в чуждые мне подробности, если бы речь шла только о красоте вида амазонки на лошади, но мне приходилось видеть столько несчастных случаев, причиной которых была какая-нибудь мелочь туалета, что не сказать своего слова не могу».

Автор также дает инструкцию кавалерам, которые помогают даме сесть в седло. Этикет и безопасность:

«Обычно это делается так. Дама ставит левую ногу на руки кавалера, отталкивается правой ногой вперед на левую, отчего выходит, что амазонка всей тяжестью наступает на руки кавалера, дает ему, следовательно, толчок назад, который в этот момент отдаляет его от плеча лошади. Делать же надо это иначе. Амазонке следуетпоставить левую ногу на руки кавалера, правой ногой легко оттолкнуться вверх, настолько, чтобы левая нога выпрямилась. При этом корпус слегка подать назад. Левой рукой опереться на плечо кавалера, а правой — на левую луку. Толчок вверх руки кавалера, легкая подача корпуса назад амазонки, — и она плавно опустится в седло и сядет из-под себя.

Не амазонка должна искать седло, а сажающий ее кавалер. Если амазонка подпрыгнет, а не оттолкнется правой ногой, как сказано, то она обыкновенно в седло не попадает, а упадет на кавалера.

Сев в седло, амазонке следует, оправив юбку, тотчас правой ногой взять луку, так как, если лошадь не стоит, легко упасть. Пока дама не взяла луку, кавалер не должен выпускать ее ноги.

Слезая с седла, амазонка должна: вынуть ногу из стремени и подать кавалеру левую кисть руки; снять правую ногу с луки и подать правую руку; повернуться на седле боком, вытянуть руки, опереться на них слегка и, скользя по седлу, легко опуститься на пальцы ног, согнув слегка колени, чтобы смягчить силу толчка. Повторяю, что дама, слезая, должна опереться руками и не прыгать, а скользить вдоль седла. Соскакивая с седла, дама упадет на кавалера, и если он не настолько силен, чтобы на вытянутых руках поддержать ее, то ей приходится скользить по нему. Неприятно, некрасиво и неприлично».

Кстати, у славян был лошадиный праздник. День Флора и Лавра 31 августа. По легенде, два брата-архитектора Флор и Лавр жили в Византии во II веке. Братья обладали даром усмирять лошадей. Флор и Лавр были брошены в колодец за христианскую веру. Спустя века из этого колодца путники напоили своих больных лошадей, которые исцелились. По преданию, управлять лошадьми Флора и Лавра научил сам архангел Михаил.

У славян Флор и Лавр стали почитаться как покровители лошадей. Их изображали с конями-суптниками. Праздник получил названия: Флор и Лавр — лошадники, Лошадиный праздник, Конский праздник, Лошадники.

В этот день хозяева выводили лошадей на луг, чистили их, поили из шапки, положив туда серебряную монету, потом монету клали в конюшне, укрыв ее соломой.
Заговор для лошадей, который читался в день праздника:
Стану поутру, по раннему,
выйду на сильный ветер,
на лёгкий воздух,
и возьму осиновую веточку,
и стегну трижды по холке,
и повяжу упряжью
из-под правого копыта
да кругом обнесу,
чтоб гуляла моя лошадушка
по-старому,
чтобы тянула воз
по-прежнему!

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Оставьте комментарий