В пасмурную туманную погоду река Тибр выглядит мрачно и таинственно. Темные воды Тибра можно пересечь по мосту Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), получившего свое название благодаря «Печальному замку» Святого Ангела (Castel Sant’Angelo).
Мост Святого Ангела обладает славой «места призраков», он подобен дороге из мира живых — с одного берега реки Тибр — в мир мертвых – на другой берег.


Мрачный замок и мост Святого Ангела

Замок был построен во II веке н.э. как мавзолей римского императора Адриана и его потомков. Его переименование связано с чудным избавлением города от чумы.

Как гласят летописи, в 590 году на Рим обрушились несчастья – наводнение, голод и эпидемия чумы. Люди шептались о каре небесной и опасались грядущего конца света. Дабы вызвать божественную милость, римский папа Григорий Великий собрал народ на крестный ход по римским улицам, который продолжался три дня. Во время шествия многие горожане ослабленные голодом и болезнями падали замертво.

Архангел Михаил — покровитель Рима

Римский папа, возглавивший процессию, обратился с мольбой к Архангелу Михаилу – покровителю Рима. Крестный ход завершился у Мавзолея Адриана на закате третьего дня, в сумрачном небе измученные люди увидели сияющий силуэт ангела с огненным мечом в руке. Вняв мольбе народа, ангел вложил карающий меч в ножны, и чума прекратилась.

В честь этого великого дня 29 августа 590 года замок и ведущий к нему мост получили имя Святого Ангела (Sant’Angelo).

Замок призраков

В средние века Замок Святого Ангела стал военным укреплением, в эпоху ренессанса – резиденцией Римских Пап. Особенно полюбился замок Святого Ангела кровожадному Папе Александру VI Борджиа. Если верить хроникам, немало убийств и отравлений произошло в его стенах. Приглашение посетить резиденцию Борджиа звучало как смертный приговор. Возможно, Папа Борджиа по ночам возвращается под своды замка, где ждет встречи со своими врагами как в давние времена.

Зловещий замок Борджиа в наши дни

В тюрьме Печального замка побывали многие яркие умы и таланты Италии: ученые – Галилео Галилей и Джордано Бруно, художник-скульптор Бенвенуто Челлини.


Замок в ясную погоду смотрится иначе

Тень маэстро-палача

Мост, ведущий к замку, тоже хранит множество пугающих историй о призраках. По мосту Святого Ангела в вели осужденных на казнь. Публичные казни конца XVIII до середины XIX века проводил бессменный палач Джованни Бугатти, называемый в народе Маэстро Титта (Mastro Titta). Палач трудился во славу правосудия 69 лет (с 1796 до 1865 года). Гильотина в Риме стала основным орудием казни с 1816 года, до этого казнь обычно осуществлялась через повешение.

Трудовые будни маэстро на фоне замка Святого Ангела

Нередко казни проходили на самом мосту Святого Ангела и стали обыденным событием, на которые горожане приходили с малолетними детьми. Эта семейная традиция продолжалась до конца XIX века. Полюбоваться на казнь приходили как на праздник. В момент казни дети получали от родителей пощечину – в назидание, чтобы росли порядочными гражданами.

Описание этой традиции присутствует в стихотворении «Воспоминание» Джузеппе Белли. Поэт в стиле черного юмора описывает прогулку отца и сына к мосту Святого Ангела на просмотр казни. Отец купил ребенку подарки и сладости как на празднике-ярмарке, поднял повыше, чтобы он увидел «как прекрасны виселицы», а потом когда «пациент Mastro Titta» был готов, дал сыну пощечину.

На мосту установлены десять ангелов страстей Иисуса Христа, скульптор Бернини (1668 год)

Всего Маэстро Титта за годы работы казнил 516 приговоренных. На пенсию он был отправлен в возрасте 85 лет. Современники описывают палача как человека аккуратного, хорошо одетого, благочестивого, заботливого семьянина. В свободное от основной работы время палач торговал зонтиками. Жалование палача не зависело от количества казней.

По свидетельству Чарльза Диккенса, которому довелось стать свидетелем работы маэстро, плач не имел права переходить на другой берег Тибра через мост Святого Ангела под страхом смерти.

Скончался палач-маэстро в 1869 году в возрасте 90 лет. По легенде, его призрак появляется на мосту Святого Ангела в предрассветных сумерках. Маэстро Титта, одетый в традиционную красную одежду палача, неспешно важно следует по мосту.

Призрак Беатриче

Самый знаменитый призрак моста Святого Ангела – тень Беатриче Ченчи, казненной 11 сентября 1599 года по обвинению в убийстве отца Франческо Ченчи. (О трагедии Беатрис я писала в заметке Топ преступлений Александра Дюма).

Как гласит предание старины, измученные немыслимыми издевательствами мучителя-тирана, Беатриче и ее молодая мачеха Лукреция решились на убийство… Братья Беатриче стали соучастниками преступления. Франческо Ченчи напоили снотворным и, когда он заснул, сбросили в сад.

Преступление выглядело как несчастный случай – старик оступился, когда шел ночью по нужде. Инквизиция не поверила показаниям наследников, семья Ченчи была арестована.

Предполагаемый портрет Беатриче перед казнью

Под пытками Беатрис и ее родственники сознались в преступлении. Участь арестованных вызвала сочувствие народа, к Римскому Папе были отправлены прошения о помиловании, подписанные влиятельными горожанами, но понтифик остался непреклонен к просьбам. После казни наследников их конфискованное имущество переходило в казну Папы.

Историки предполагают, что злодеяния убитого Франческо Ченчи были преувеличены обвинителями, чтобы обосновать мотив его убийства собственными детьми. Следует также учитывать, что признания обвиняемых были получены под страшными пытками.

Судебный писец описывает пытку Беатриче:
«…палач усадил ее на низкую скамью, раздел, разул, связал руки за спиной, привязал к веревке, проходящей через блок, закрепленный в потолке оной камеры, а вторым концом привязанной к вороту, каковой вращается посредством четырех рукоятей двумя мужчинами.

И прежде чем подтянуть, мы вновь спросили ее на предмет вышеупомянутого отцеубийства, однако вопреки представленным ей признаниям брата и мачехи, каковые признания те подписали, она упорно все отрицала, говоря: «Подвесьте меня и делайте со мной все, что желаете, я вам сказала правду и ничего иного не скажу, даже если меня разрубят на части».

Вследствие чего мы приказали подтянуть ее за руки, связанные вышеупомянутой веревкой, на высоту около двух футов и оставили так на время, пока читали «Pater noster», после чего опять же спросили относительно событий и обстоятельств названного отцеубийства, но она не пожелала сказать ничего, кроме того, что уже сказала, не произнося иных слов, опричь нижеследующих: «Вы убиваете меня! Вы убиваете меня!»

Судебный процесс продолжался около года. Беатриче, ее старший брат Джакомо и мачеха Лукреция были приговорены к смертной казни на мосту Святого Ангела. В день казни помиловали только младшего брата Бернардо, которому было 13 лет. Мальчика заставили смотреть на казнь родных.

В Риме эпохи ренессанса уже использовали новомодное изобретение вроде гильотины. «Над плахой между двумя брусьями было повешено широкое железное лезвие, которое, стоило отпустить пружину, скользило в пазах и всем своим весом обрушивалось на плаху» — описывает романист Александр Дюма.

На казни Беатрис произошел несчастный случай, погубивший и покалечивший любопытных зрителей. «Пока готовили эшафот для Беатриче, ступенчатые подмости, переполненные людьми, обрушились; многие при этом убились, но еще больше народу было покалечено и поранено» — пишет Дюма, ссылаясь на хроники.

Мост на закате

Летописцы отмечают, что после казни обезглавленное тело Беатрис упало на землю, одежда соскользнула и люди увидели раны от пыток. Казненной Беатриче было 22 года.

«И тут случилось нечто странное: голова скатилась, а тело отшатнулось назад, как бы пятясь; палач тут же подхватил голову и показал ее народу, затем, проделав с нею то же, что и с головой Лукреции Петрони, хотел положить тело в гроб, но братья из конгрегации Милосердия взяли его из рук палача, и один из них собрался перенести его к гробу, однако тело выскользнуло и свалилось с эшафота на землю; при этом с него сорвались одежды, все оно было в крови и в пыли, так что пришлось потратить немало времени на обмывание…» — красочно описал сцену Александр Дюма.


Свидетелем казни был художник Караваджо. Увиденное помогло ему в работе над картиной «Юдифь», процесс отрубания головы представлен в анатомических подробностях

Проклятье Беатриче немедля настигло двоих палачей, которые пытали и казнили девушку. Один из палачей скончался через тридцать дней после казни, преследуемый кошмарами. Второй был зарезан на мосту Святого Ангела – на месте казни Беатриче.

Печально, но после смерти прах несчастной Беатриче был осквернен солдатами Наполеона при захвате Рима в 1798 году. Победители разоряли склепы аристократов в поисках драгоценностей. Останки Беатриче тоже подверглись поруганию, солдаты играли в мяч ее черепом.

Каждый год в ночь 11 сентября на месте казни появляется печальная тень Беатриче. По описаниям Донателлы Парадизи — в роковой час на мосту Святого Ангела возникает тонкая фигурка девочки-подростка, призрачный силуэт Беатриче мало чем отличается от девушек из толпы римской молодежи, но… в руках она держит свою отрубленную голову. Одежды Беатриче развиваются на ночном ветру, на плечах бирюзовая накидка с серебряным шитьем. Иногда Бестриче прогуливается в сопровождении своей мачехи Лукреции, которая также несет свою голову в руках…

В солнечную погоду мост не выглядит зловеще

Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram

 Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама