Замерзшая вода мраморного карьера Рускеала напоминает истории о карельских мифических существах, которые появляются зимой из проруби. В дни святок из холодных вод озер Карелии появляется дух по имени Сюндю, что значит «появиться, родиться».


Мраморный карьер Рускеала. При Екатерине II здесь началась добыча мрамора, который использовался для облицовки дворцов. Царица сравнила мрамор Рускеалы с белыми ночами Петербурга.

Сюндю помогает людям при гадании на святки узнать будущее. Как выглядит Сюндю никто не знает. Говорили, что этот дух предстает в облике северного сияния или старухи. Святочный дни карелы называли «сюндума» и «пороговое время». В эти дни нельзя выбрасывать мусор и выливать грязную воду, чтобы не испачкать дорогу Сюндю.


Здесь снимались эпизоды фильма «Темный мир». Воды и скалы карьера стали обителью озерных ведьм. Они помогают современной девушке сразиться со злобным колдуном, которому более двух тысяч лет от роду. Пока зима, лед, ведьмы затаились. Только Сюндю вышла к людям.

К приходу святочного духа готовили угощение – пекли овсяные блины, «к приходу Сюндю портянки готовлю» — говорили хозяйки. Сюндю несколько дней по земле ходить, ей портянки надобны.

Также в эти дни проходили традиционные гулянья ряженых — huhlakat. Лица ряженых закрывали масками, чтобы не навлечь на них беду. Снимать маски запрещалось. Народ развлекался и дурачился.


Мрамор Рускеалы использовался для строительства Исакиевского собора.

Для того чтобы увидеть будущие в праздничных блинах делали прорези для глаз и выходили в такой «маске» на улицу, надеясь на подсказку Сюндю. С блином на голове – как подношение Сюндю — отправляли на улицу ребенка. Если ребенок вернется без блина, значит, Сюндю будет покровительствовать семье весь год.


Подземелье карьера Рускеала

В период святок карелы боялись ведьмы Виеристя с длинными черными волосами, которая появляется на земле из загробного мира, и уходит в воды озера. Лучше с этой особой не встречаться.

В эти ночи девушки в компании одного холостяка идут на перекресток «слушать Сюндю». Девушки становятся кругом, «караульный» накрывает их скатертью и обводит вокруг гадающих магический круг, в который становится сам. Под скатерть караульный не забирается, он сторожит «слушающих Сюндю от проделок Сюндю». Без караульного Сюндю может прогневаться, что гадатели не испытывают к ней должного уважения.

Сюндю ходили слушать к колодцам, на кладбища, в баню, в сарай.
По одному из поверий, Сюндю может загадать три загадки. Если ответишь, то получишь щедрую награду, а если нет – жди беды.

Загадки Сюндю имеют иносказательные ответы.
«Сколько верст на небо? Ответ: «сосчитай, сколько шерстинок на левом боку у черной коровы, столько и верст».
«Сколько звёзд на небе?» Ответ: «считай, сколько у свиньи рогов». (Рогов нет, в смысле – нет счета)
А третьей загадки никто не знает.

Конечно, девицы гадают на суженого. Гадания с зеркалом встречается и у карельских народов.
«Девушка садится в комнате за стол, спиной к дверям в сени, пред зеркалом, освещенным одной или двумя свечами. Трижды выходит на крыльцо и в каждый раз приглашает суженого смотреться в зеркало, говоря:
1-й раз, причем становится на верхнюю ступень: «Суженый, ряженый, приходи сегодня со мною в зеркало смотреться».
2-й раз, (нужно встать на вторую ступень к низу): «Суженый, ряженый, приходи сегодня со мною в зеркало смотреться. Если сам не можешь, то приезжай на семи подводах, на семи водовозах».
3-й раз (нужно встать на третью ступень): «Суженый, ряженый, приходи сегодня и т. д., что и во 2-й раз слова, прибавив в самом конце к „на семи водовозах, коневым бревном пропихайся”.
Сказав вышеприведенные слова, девушка в 1-й и 2-й раз возвращается в комнату, садится перед зеркалом на несколько секунд и уходит, и только после третьего раза начинает окончательно смотреть в зеркало, ожидая появления суженого в дверь, которая оставляется немного открытою.

(Свящ. В. Никольский. Святочные гадания и суеверные обычаи Олонецких карел // Олонецкая неделя. 1916. № 1.)


А с этого место загадывают желания, бросают монетки

Есть гадание на количество детей в браке:
«Курная изба. У иконы зажигается огарок церковной свечи. Гадающий открывает немного трубу печную, идет задом к двери, отворяет их немного каблуком сапога левой ноги, забирается на печь, ложится на спину, держа голову в висячем положении под устьем печки, берет в руки зеркало и смотрит в него неподвижно». Сколько огоньков покажется в зеркале, значит столько душ будет в его семье. Те же огоньки, которые покажутся и сряду потухнут, означают детей, которые, родившись, в младенчестве умрут».

Сюндю странствует по земле от Рождества до Крещения, а потом уходит на небо. Для прощания с Сюндю в день крещения лепят пирожки в форме лесенки, по которой Сюндю должна вернуться домой.

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама