Бал-маскарад. Летучая мышь

В изящном особняке генерала Паскевича, о котором я писала, прошел великолепный V Бал-маскарад «Летучая мышь», организованный PR-агентством «Королевские игры». Традиционные «Балы. Четыре сезона» полюбились петербуржцам.

Как писала газета «Северная пчела» о маскарадах в 1830 году: «Вот храм вкуса, храм великолепия открыт для публики. Все, что выдумала роскошь, все, что изобрела утонченность общежития, соединилось здесь. Тысячи свеч горят в богатых бронзовых люстрах и отражаются в зеркалах, в мраморах и паркетах; отличная музыка гремит в обширных залах…». Эти слова точно передают атмосферу современного петербургского маскарада «Летучая мышь».


Леди перед балом (я слева), фото — Александр Голуб

Кстати, сюжет маскарадной оперетты «Летучая мышь» связана с Россией. Подобная история приключилась с Фикельмоном — австрийским послом в России, который на петербургском маскараде ухаживал за собственной женой Долли, не узнав ее под маской. Вероятно, эта история и легла в основу сюжета оперетты соотечественника посла – Иоганна Штрауса, действие которой происходит на балу у русского князя Орловского.

Об этом маскараде Долли Фикельмон писала в своем дневнике: «Снова поехала в маске к Энгельгардту, и на сей раз я чудесно развлекалась. Флиртовала с Императором и Великим Князем, оставаясь неузнанной. Фикельмон тоже снизошел до флирта со мной, не подозревая, что любезничает со своей женой».

Кстати, любопытно, что костюмы «летучая мышь» тогда были популярны на маскарадах. Возможно, австрийский посол ухаживал за собственной женой, которая была в костюме летучей мыши. Как пишет сама Долли: «Маскарад у князя Пьера Волконского. Бал открыла наша группа из 15–16 дам в костюмах летучих мышей, серых и розовых».

Конечно, и на современном маскараде был князь Орловский

В пушкинскую эпоху вошли в моду публичные маскарады, которые давал Энгельгардт. Двери маскарада Энгельгардта были открыты для всех сословий, достаточно было только купить билет. Здесь под маской слуга мог ухаживать за знатной дамой, а модистка флиртовать с князьями.


Организатор бала Марина Король приветствует гостей


Теплые слова от руководства Московского индустриального банка, который нынче расположен в особняке Паскевича, где проходило мероприятие

Маскарады Энгельгардта посещал сам император Николай I. Как пишет светская дама Долли Фикельмон: «Маскарады теперь в большой моде оттого, что Император и Великий князь посещают их, посему и светские дамы решаются ездить туда в масках».


Полонез — первый танец-шествие каждого бала

Дочь императора Ольга вспоминала, как на маскарадах отец любил подслушать, что говорят подданные разных сословий:
«…нравились маскарады в театре, которые были подражанием балам в парижской «Опера». Как Гарун аль-Рашид, он мог там появляться и говорить с кем угодно. Благодаря этому ему удавалось узнать многое, о чем он даже не подозревал, в том числе и о недостатках, которые он мог устранить, и о необходимости кому-то помочь…»

Царь любил менять роли, он мог предстать в костюме казака или толстым китайским вельможей с накладным животом, или сказочным злодеем с бородавкой на носу. Часто император появлялся в костюме, но без маски.

В романе Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов» император Николай I предстает в костюме рыцаря, царь при помощи маскарадных ролей управляет людьми:
«В зеркале Николай Павлович увидел себя облаченным в рыцарские доспехи шестнадцатого века, в шлеме с поднятым забралом. Латы позванивали и скрежетали, и пригибали к полу, но в их холодном блистании был затаен высокий смысл, разгадывать который и восторгаться которым и стекались к царскосельским угодьям вереницы приглашенных счастливцев…

Рыцарские доспехи были весьма тяжелы. Можно было бы, конечно, использовать облегченные,
маскарадные, но Николай Павлович предпочел эти. Вообще, провозглашая что-нибудь, нельзя выглядеть ненатурально. Толпа должна тебя обожествлять, придворные — подражать и восхищаться, ближайшие сподвижники — понимать и сочувствовать, семья — гордиться. Он создавал это уже четверть века. Выросло новое поколение деловых, четких, несомневающихся исполнителей его воли…»

Император любил дамское общество и славился как галантный кавалер, но не терпел навязчивости и фамильярностей. Как гласит один исторический анекдот — однажды кокетливая дама очень утомила царя своим навязчивым вниманием.
Государь не выдержал напора, когда дама кокетливо поинтересовалась:
«А вы знаете кто я?».
«Дура» — устало ответил император и отвернулся.

Супруга Николая I, томная Александра Федоровна, любившая мрачную готику, тоже увлекалась маскарадными развлечениями. Как вспоминает Долли Фикельмон, которая была фрейлиной царицы, однажды Александра Федоровна инкогнито отправилась на маскарад, верная Долли сопровождала императрицу:
«Бал-маскарад в доме Энгельгардта. Императрица захотела туда съездить, но самым секретным образом, и выбрала меня, чтобы ее сопровождать. Итак, я сначала побывала на балу с мамой, через час оттуда уехала и вошла в помещение Зимнего дворца, которое мне указали. Там я переменила маскарадный костюм и снова уехала из дворца вместе с императрицей в наемных санях и под именем M-lle Тимашевой. Царица смеялась, как ребенок, а мне было страшно; я боялась всяких инцидентов. Когда мы очутились в этой толпе, стало еще хуже — ее толкали локтями и давили не с большим уважением, чем всякую другую маску. Все это было ново для императрицы и ее забавляло. Мы атаковали многих. Мейендорф, модный красавец, который всячески добивался внимания императрицы, был так невнимателен, что совсем ее не узнал и обошелся с нами очень скверно.

Лобанов тотчас же узнал нас обеих, но Горчаков, который провел с нами целый час и усадил нас в сани, не подозревал, кто мы такие. Меня очень забавляла крайняя растерянность начальника полиции Кокошкина — этот бедный человек очень быстро узнал императрицу и дрожал, как бы с ней чего не случилось. Он не мог угадать, кто же такая эта М-lle Тимашева, слыша, как выкликают ее экипаж. Кокошкин не решался ни последовать за нами, ни приблизиться, так как императрица ему это запретила. Он, действительно, был в такой тревоге, что жаль было на него смотреть. Наконец, в три часа утра я отвезла ее целой и невредимой во дворец и была сама очень довольна, что освободилась от этой ответственности».

Красивые гости в красивых нарядах кружатся в танце, ролик атмосферы бала. Не смущайтесь, вальсируйте.

Самый популярный маскарадно-театральный образ Александры Федоровны – Лалла Рук героиня одноименной пьесы Томаса Мура.
«Ах! не с нами обитает
Гений чистый красоты;
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты…»
— с восхищением писал поэт Жуковский.

Именно царицу современники называли «гением чистой красоты». Даже Пушкин, посвящая страстное стихотворение Анне Керн пишет «как гений чистой красоты», он не называет свою даму «гением чистой красоты», а только сравнивает с ней – с императрицей.

Пушкин восторгался императрицей, и посвятил ей строки в «Евгении Онегине»:
«И в зале яркой и богатой,
Когда в умолкший, тесный круг,
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь входит Лалла-Рук
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою
И тихо вьется и скользит
Звезда – Харита меж Харит,
И взор смешанных поколений
Стремится, ревностью горя,
То на нее, то на царя…»


Бравые курсанты и юные леди

По примеру царской четы веселились и подданные, разыгрывая товарищей не только на балах.
«Страсть Кологривова к уличным маскарадам дошла до того, что, несмотря на свое звание, он
иногда наряжался старою, нищею чухонкою и мел тротуары. Завидев знакомого, он тотчас кидался к нему, требовал милостыни и, в случае отказа, бранился по-чухонски и даже грозил метлою. Тогда только его узнавали, и начинался хохот. Он дошел до того, что становился в Казанском соборе среди нищих и заводил с ними ссоры. Сварливую чухонку отвели даже раз на съезжую, где она сбросила свой наряд, и перед ней же и винились»
— вспоминал В.А.Соллогуб.

На маскарадах кипели и шекспировские страсти, подобно истории в «Маскараде» Михаила Лермонтова, когда потерянный браслет привел к трагедии.
Под маской чопорные господа могли раскрыть свои чувства:
«Но ежели я здесь, нарочно с целью той —
Чтоб видеться и говорить с тобой;
Но если я скажу, что через час ты будешь
Мне клясться, что вовек меня не позабудешь,
Что будешь рад отдать мне жизнь свою в тот миг,
Когда я улечу, как призрак, без названья,
Чтоб услыхать из уст моих
Одно лишь слово: до свиданья!..»


В комнатах дворца как в старые добрые времена можно отдохнуть от танцев.
Фотограф бала Александр Голуб — (в центре)


И поиграть в настольные игры

Шутливая маскарадная сцена эпохи:
«Било одиннадцать. Первая комната Энгельгардтова дома пестрела разноцветными костюмами. Вдруг дверь в прихожую отворилась. Вошла дама в черной маске. Один из мужчин насмешливо спросил:
— Beau maskue, ты приехала одна?
— Как можно, отвечала маска, покачивая головой, и оглянулась: старик мой тащится за мной. Вот он.
В эту минуту, ничего не подозревая вошел в прихожую какой-то почтенный генерал. Бывшие там мужчины встретили его громким смехом, окружили и рассказали причину своей веселости. Генерал просил показать затейницу: ее уж и след простыл.
Между тем в зале уже начиналось движенье; настал законный час непринужденной веселости. Маскарад одушевился; все старались любезничать; все шутили и позволяли шутить с собой».


Гостей ждали напитки и фуршет

Таковы были законы маскарада:
«Здесь все братья, Для того и маска, чтобы уравнять сословия».

«Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело».

Королева осеннего бала станцевала для гостей веселый зажигательный танец


Юный джентельмен, устав от бальной суеты, взялся за современный гаджет


В конце бала всегда проводится розыгрыш призов от спонсора.

Благодаря петербургскому балу-маскараду «Летучая мышь», современные горожане погрузились в атмосферу красочного праздника в залах старинного особняка, век минувший и современность встретились. Гости делились впечатлениями — такие необычные праздники раскрашивают нашу жизнь, в эти моменты понимаешь — что все трудности жизни были пройдены не зря ради ярких мгновений.

Организатор Марина Король приглашает гостей на Белый гранд бал, который пройдет уже в новом году:
«Мы хотим чтобы этот бал объединил людей любящих танцевать,объединил различные танцевальные сообщества и прошёл для всех присутствующих тепло и радостно! Мы хотим чтобы бал в столь великолепном месте запомнился и послужил движущей силой для людей, которые ещё не танцуют»

Балы. Четрые сезона в ВК
http://vk.com/balls4seasons

Королевские игры в ФБ
https://www.facebook.com/groups/Korolevskieigru/

В заключении фото «многоменя», фотограф Александр Голуб


На экскурсии по особняку перед балом


Я не грустная — я в образе

Еще фото со мной от Alex Daletsky

И снова я, попросила сфотографировать себя гостью бала

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s