Русское кино и киностудия «Ленфильм» начались с «Аквариума».
Предприниматель Григорий Александров, бывший нижегородский крестьянин, создал в конце 19 века популярный развлекательный комплекс своего времени – «Аквариум». Заведение включало в себя театр, ресторан и сад. Получив однажды жалобу посетителя на качество блюда, Александров решил исправить ситуацию, и вскоре сделал свой ресторан лучшим в городе, куда заезжали поужинать даже царские родственники.


Вход в здание «Ленфильма»

Поначалу Григорий Александров планировал открыть первый в России океанариум, поэтому и назвал свое предприятие «Аквариум», но грандиозному замыслу не удалось осуществиться. «Аквариум» прославился как центр развлечений, Александров старался удивлять своих гостей. Его «Аквариум» всегда «…был местом, где царит вечный праздник, смех и песни, где перед зрителем промелькнуло столько имен, красавиц, этуалей, бриллиантов» — писал журнал «Артист и сцена».

В сад «Аквариума», где проходили зрелищные развлечения для горожан, Александров пускал всех бесплатно, чем злил конкурентов. «Проклятый буржуй-угнетатель», угнетал посетителей сада цирковыми представлениями, маскарадом и фейерверками.


Вход в «Аквариум» в начале 20 века. Сейчас планируется восстановление ворот

Бруно Шульц писал об атмосфере сада: «Там, точно траурные асфодели, горели тусклыми голубоватыми огоньками фонари. Каждый был обтанцован множеством тяжких, как пули, майских жуков, несомых косым боковым летом вибрирующих крылышек. Несколько их, упав, неуклюже ползали по песку, выпуклые, сгорбатившиеся жесткими надкрылками, под которые пытались сложить тоненькие развернутые летательные перепонки. По газонам и тропинкам прогуливались прохожие, увлеченные беззаботным разговором. Последние деревья нависали над дворами домов…»

Сад «Аквариум» стал любимым местом для прогулок молодежи. Зимой в парке заливали каток, украшенный ледяными скульптурами.


Ледяной замок в «Аквариуме»

«Гуляющие кружат и возвращаются, минуются и встречаются в симметричных, непрестанно повторяемых арабесках. Молодые люди в новых весенних шляпах небрежно держат в руке перчатки. Сквозь деревья и живые изгороди светятся в соседних аллеях платья девушек. Ходят девушки парами, покачивая бедрами, взбитые пеной воланов и оторочек, неся, как лебеди, эти розовые и белые взбитости».


Публика в саду «Аквариума»

Владимир Гиляровский рассуждал о названии «Аквариум»: «На середине огромной площадки с фонтаном, за столиками постоянные посетители… А кругом, как рыба в аквариуме, беспорядочно двигается публика в ожидании представления».


Григорий Александров — мастер развлечений

Театр-кабаре «Аквариум» вмещал в себя около двух тысяч посетителей.
Газета «Биржевые ведомости» писала о представлениях театра: «с большим усердием слушавших очень хороший оркестр, исполнение разнообразной и со вкусом составленной капельмейстером г. Энгелем программы, игру молоденьких виртуозок на скрипке — сестер Миланолло и хор цыган. Концертное отделение закончилось удачным фейерверком. Публика, видимо, осталась довольна программой, что можно было заключить из последних аплодисментов и криков «бис», после каждого исполняемого «нумера пиес», а также из того, что учредителю этого сада были поднесены от публики серебряный кофейный сервиз и большая серебряная ваза для фруктов…»

В театре «Аквариум» похулиганил молодой князь Феликс Юсупов. Его брат Николай с подружкой Полиной придумали нарядить Феликса барышней и устроить ее выступление на сцене «Аквариума». Глядя на успех переодетого Феликса, парочка умирала от смеха. Особенно их веселили письма от восторженных поклонников.

Князь Феликс писал в мемуарах об этой шутке, закончившейся скандалом:
«Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами.

В назначенный день в женском наряде явился я к директору. На мне были серый жакет с юбкой, чернобурка и большая шляпа. Я спел ему свой репертуар. Он пришел в восторг и взял меня на две недели.
Николай и Поленька обеспечили платье: хитон из голубого с серебряной нитью тюля. В пандан к тюлевому наряду я надел на голову наколку из страусиных синих и голубых перьев. К тому же на мне были знаменитые матушкины брильянты.

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его.
Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

…Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять…»

Удивлять искушенную публику было делом непростым. Новую идею Александрову привез французский импресарио Рауль Гюнсбург. Он предложил Александрову организовать показ первых фильмов братьев Люмьер. Киносеанс состоялся в 1896 году и стал сюрпризом для гостей, которые пришли посмотреть оперетту «Альфред-паша в Париже».

Биржевые ведомости писали: «В субботу, 4 мая, открывается сезон в «Аквариуме» с целым рядом французских опереточных звезд и звездочек, привезенных с берегов Сены неутомимым увеселителем петербургской публики г-ном Раулем Гюнсбургом. Во главе труппы — г-жи Милли-Мейер, Тьери, Церни и Декроза. Затем ангажированы г-жи Экберта, Ван Лир и Офре. Мужской персонал следующий: старые знакомые гг. Рита, Муратор и Бюслай, гг Кейла, Месмахер и Офре. В субботу идет оперетка «Альфред-паша» для дебюта г-жи Милли-Мейер, но едва ли не главнейшей приманкой сезона явится кинематограф, или, как его называет г-н Гюнсбург, синематограф. Этот кинематограф будет показываться перед третьим актом оперетки».


Рауль Гюнсбург, который привез кино в Россию. Гюнзбург также был импресарио молодого певца Федора Шаляпина.

Публика была в восторге от «последнего чуда науки — движущиеся на экране живые изображения синематографа Люмьера».

«Зрелище это вызвало большую сенсацию, и аплодисментам не было конца» — писала газета «Сын Отечества».

«Большой успех выпал на долю живой фотографии. Зрителю так и кажется, что перед ним в рамке движутся настоящие люди, плещется настоящее море…» — писали «Биржевые ведомости».

Предприимчивый Александров взялся за организации собственной киностудии. Ему удалось найти компаньонов для дела, которые занялись производством кинопленки и оборудования в России. Первое в России «синематографическое ателье» открылось в 1907 году.


Гном-хранитель студии. Леонид Ривман, который работал в студии всю жизнь с 1920х годов до наших дней. Он был киномехаником, звукооператором, осветителем, играл в эпизодах. Перед его глазами прошла вся история киностудии.


В образе гнома Ривман предстал в фильме «Свет в павильоне»


На удобной скамейке из фильма «Гамлет» можно отдохнуть в холле «Ленфильма»

Годом основания киностудии «Ленфильм» считается 1914 год. Александрова тогда уже не было в живых, он умер в 1910 году. Дело продолжили наследники и компаньоны предпринимателя. Дочь Александрова осталась в России, она умерла в 1942 году — роковой год блокады.


Холл с колоннами


Среди предметов музея «Ленфильм» сохранились вещи, которые были собраны для студии еще основателем — Григорием Александровым

После революции киностудия была национализирована. Название «Ленфильм» присвоено в 1934 году, после присоединения несколько киностудий.

Эмблему «Медный всадник» создан художником Мариной Бологовской. В 1960е годы проходил конкурс на лучшую эмблему «Ленфильма».

На конкурс также были представлены такие варианты как — «Ленин на броневике» и прочие идеологические ужасы. К счастью, эмблемой киностудии стал Медный всадник — памятник основателю города.


Проект «Ленфильма» будущего. Планируют осуществить к 2020 году.

О насыщенной современной работе киностудии можно узнать на официальном сайте:
http://www.lenfilm.ru/

Мои предыдущие посты о музее «Ленфильма»
Вещи кино-героев Ленфильма
http://lenarudenko.livejournal.com/286332.html
Шерлок Холмс и венецианские пажи
http://lenarudenko.livejournal.com/285653.html

Рекомендую посты моих френдов: , ,

Тайны «Ленфильма» в Зале под колоннами:
http://mariusm11.livejournal.com/348716.html
Эксклюзивная коллекция реквизита:
http://tvsher.livejournal.com/141389.html
Полный обзор выставочного пространства:
http://olganius.livejournal.com/25906.html
О Ленфильме. С чего всё начиналось:
http://tvsher.livejournal.com/141300.html

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама