В фехтовальном зале имени Ивана Сивербрика прошло интересное мероприятие «Смертельно опасный романтик», посвященное искусству фехтования. Сергей Мишенёв — гуру классического фехтования, оказался очень гостеприимным хозяином, он увлеченно рассказал нам о коллекции оружия, истории фехтования и преподал всем желающим мастер-класс. Между прочим, у мастера есть блог в ЖЖ .


Фото с мастером нашего времени. Крыса на рукоятке шпаги не просто игрушка, а спортивный инвентарь. Об этом я расскажу далее.

Зал носит имя Ивана Сивербрика – знаменитого мастера фехтования XIX века, который был учителем Александра II. Вся Россия XIX века фехтовала на шпагах по методике Сивербрика.

Интересно, что здание, в котором расположен фехтовальный зал, находится рядом со Смоленским кладбищем, где похоронен мастер Сивербрик. Найти заброшенные могилы учителя и его родных оказалось непросто. Исследователи опасались, что на этом месте в годы советской власти были устроены огороды. На помощь пришел Всеволод Цинзерлинг – польский потомок Сивербрика, который и отыскал забытые могилы своих предков.

Говорят, если дом стоит рядом с кладбищем, то души умерших могут влиять на живых. В данном случае такое влияние пойдет только на пользу.

Оформление помещения выполнено в стиле фехтовальных залов XVIII-XIX века, сразу вспоминаются приключенческие фильмы. Кстати, в зале собрана библиотека об оружии и фехтовании.


Стимпанк-стиль в зале фехтования


Гравюра на стене — иллюстрация из старинного учебника по фехтованию, где наглядно показаны движение и напряжение мышц фехтовальщиков.

Стол с вином был накрыт для гостей мероприятия, чтобы вы не думали — будто в клубе фехтовальщиков принимают по бокалу, а потом к барьеру


Стены зала украшены фехтовальными шлемами, над которыми расположены «веера» шпаг — как в кино. Фехтовальные маски на стенах – спортивный инвентарь 1960-1970 годов.

В зале имени Ивана Сивербрика есть сердце-машина Бальтазара Фишера. На видео показано, как работает этот фехтовальный тренажер 18 века.

В зале представлена интересная коллекция оружия.


«Меч Александра Невского» (в центре), изготовленный для фильма «Невская битва», на съемках которого Сергей Мишенев выступил постановщиком боевых сцен. Этот клинок был запасным и в кадры кино не попал. На мече выгравированы английские буквы, что вполне соответствует стилю средневекового оружия. Мечи «аглицкие» ценились во всей Европе и в России. Вот и начали местные оружейники делать клеймо на оружии по «аглицкому» образцу — хотя это был просто набор букв.

Небольшой меч (крайний слева) – театральный реквизит XIX века для костюмов шекспировских героев. Знаменитый актер Качалов выходил на сцену в образе Гамлета, вооружившись этим оружием.

Оружие справа от клинка Александра Невского сделано самим Сергеем Мишенёвым. Были случаи, что эксперты принимали это оружие за оригинальный старинный предмет.

Волнообразный клинок – стилизация под «Огненный меч архангела Михаила», эта форма меча-карателя была популярна в средневековье.

Во время рассказа об оружии вспомнили о дамских дуэлях, которые были популярны в России в эпоху Екатерины Великой. Царица иногда сама выступала секундантом. Екатерина издала указ — «поединок до первой крови», который распространялся и на мужские дуэли. В поединке дамы обычно старались испортить лицо сопернице.


Шпага с красивой рукояткой в центре, так называемая «Шпага Сергея Безрукова» для спектакля «Сирано де Бержерак». Точнее, такое оружие называется — бретта (brette). Шпага на спектакле была запасной, которой артист так и не воспользовался.


Ребристость на кинжале предназначена для перехвата оружия противника.


Шпаги и рапиры. Слово «рапира» появилось в Испании, когда знатный идальго составлял опись оружия, которое находилось в замке. Придворные шпаги, непригодные для военного боя, он назвал «espadas roperas». У рапиры характерная чашеобразная рукоятка.

Мастер и ученик продемонстрировали гостям серьезный бой.

Видео горячей борьбы юности и опыта.

Зрителям тоже дали в руки шпаги, Сергей Мишенёв провел мастер-класс — как исполнить малый салют XIX века. Если каратэ начинается с поклона, то фехтование начинается с салюта. В XIX веке по умению фехтовальщика делать салют судьи могли определить его профессионализм. Салют включает несколько ритмичных движений — приветствие судей и противника. Фехтовальщики всех стран Европы делали салют перед поединком, хотя единого всемирного правила фехтовального этикета еще не было. Такое совпадение.


Зачем на тренировках игрушечная крыса? У новичка часто возникают трудности, как держать левую руку. Сергей шутит — левую руку нужно фиксировать так, будто вы держите за хвостик дохлую крысу. Для наглядности и используются эти забавные игрушки.

Мастер рассказал нам, что стать фехтовальщиком ему было суждено еще до рождения. Мама Сергея мечтала, чтобы ее будущий сын играл на гитаре, ездил на автомобиле, скакал на лошади и фехтовал. Тогда эти пожелания казались несбыточными мечтами: машину купить было непросто, лошадей в большом городе найти проблематично, а фехтование вызывало опасение после случая гибели спортсмена (сломался клинок, и его осколок попал в шлем). Сергей Мишенёв записался в секцию по фехтованию по собственному желанию, не сразу сообщив об этом родным. Как рассказал мастер, другие родительские мечты тоже сбылись, жизнь непредсказуема.

В зале проходят занятия по историческому фехтованию разных эпох.
Для любителей фехтовального хардкора проводятся тренировки «Школы гладиаторов».

Хочу порекомендовать блог Сергея Мишенёва, где собраны его иллюстрированные статьи о фехтовании —

О занятиях в зале имени Ивана Сивербрика можно узнать в ВК
http://vk.com/event79366430

За приглашение на мероприятие спасибо Марине Король — организатору традиционных Балов IV сезона.

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама