Листая французскую книгу со средневековыми миниатюрами наткнулась на тему охоты. Популярная королевская забава. Знатные охотники сами писали охотничьи трактаты. Например — король Фридрих II, который из-за охоты проиграл битву и лишился имущества. Люблю старинные картинки, они очень интересно иллюстрируют бытовые детали.


Трактат о соколиной охоте «Искусство охотиться с ловчими птицами» (De arte venandi cum avibus) короля Фридриха II, 13 век

В своем трактате король писал о верных птицах — «Люди способны побороть четвероногих силой и другими средствами; но птиц, кружащих высоко в воздухе, можно поймать и выдрессировать только благодаря (особому) человеческому таланту».

«Предмет этого произведения — описание искусства охоты с хищными птицами. Одна часть посвящена научным познаниям о птицах и моим соображениям, стало быть, Теория; вторая описывает практическое применение и называется Практика; следующая часть самая объемная, в ней отражены вещи, относящиеся и к теории и к практике, и в последней изложены подробности первых двух… Но, цель этой книги, представить соколиную охоту такой, какая она есть, и возвести ее в ранг искусства, которым никто до сих пор не владел и которое еще никто не осознал как искусство» — гласит вступление королевской книги.


Король с соколом

Однажды из-за любимой охоты король проиграл битву при Парме (1248 год). Пока его величество охотился, враг предпринял дерзкую вылазку — подожгли крепость, увели в плен 3000 подданных, разграбили казну — унесли драгоценности, книги и королевскую одежду.

А в 14 веке граф Гастона III де Фуа рассказал об особенностях охоты с собаками в трактате «Книга об охоте» (Livre de la chasse).


Средневековая маскировка, миниатюры из «Книги об охоте» Гастона III де Фуа, 14 век

Гастон III де Фуа был военачальником времен Столетней войны. Жизнь Гастона была бурная. Он познал и королевскую милость и королевский гнев, даже был заключен в тюрьму королем Иоанном Добрым по обвинению в заговоре. Во время восстания крестьян «жакерия» спас двух герцогинь — Орлеанскую и Нормандскую. Говорили, что Гастон заподозрил в заговоре родного сына, и приказал бросить его в тюрьму.

“Собака наиболее благородное, разумное и рассудительное животное их всех созданий божьих. И я не делаю исключения ни для человека ни для какой-либо другой твари” — гласит книга об охоте.
В книге графа также дана инструкция как разделать охотничьи трофеи — оленя и кабана.

“Я, Гастон прозванный Фебом, милостью божьей граф де Фуа, сеньор Беарна, всю мою жизнь больше всего тешился тремя занятиями: войной, любовью и охотой; и так как в двух первых делах имеются люди, осведомленные лучше, чем я, я о них умолчу, но в третьем занятии – я вправе сказать, не боясь хвастовства – я знаток, и о чем я могу говорить – это охота…”.


Как лечить собак


Средневековые мишки-обнимашки, и медвежата

Как верный вассал граф посвятил книгу своему синьору: «Филиппу Французскому, божьей милостью герцогу Бургундии…, потому , что он — глава всех нас, тех кому необходима псовая охота».


Средневековые охотники на привале

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

