Еще о живописных развалинах Лужского района Ленобласти. В деревне Лютка располагалась усадьба Федора Щербатского — ученого востоковеда-буддолога, основателя русской школы буддологии.

Труды Щербатского высоко оценили коллеги Великобритании, Германии, Франции, а в Индии он почитается как гуру. Ученый жил и работал на рубеже веков и двух эпох. Федор Щербатской из тех ученых, которые после революции не только избежали репрессии, но и смогли продолжить свои исследования. Академика особенно интересовали труды индийских философов.

Усадьба Лютка (построена в 1870 годы) в советские годы получила прозвище «красная школа». После революции здесь располагалась школа. В послевоенное время в здании открылся санаторий. Запустение началось после «лихих 90х». Как пишут СМИ, власти Лужского района ищут спонсора-арендатора, который восстановит усадьбу.

Научные книги Щербатского издавались при его жизни на английском и немецком языках, на русском языке его работы были изданы только спустя десятилетия — после смерти автора.


Федор Щербатской (1866-1942) — почётный член научных обществ Великобритании, Германии, Франции, действительный член Российской Академии наук. Ученый-буддолог и внешне чем-то похож на тибетского монаха.

Ученый предпочитал работать только с оригиналами текстов. «Ф.И.Щербатской всегда придерживался того взгляда, что понимание текста можно обнаружить не столько его исследованием, сколько переводом, при котором выяснялось, каким именно понятиям родного языка отвечают чужие понятия» — отмечал С.Ф. Ольденбург, с которым Щербатской основал издательский проект «Bibliotheca Buddhica» в 1897 году.

Первым научным трудом, который принес Щербатскому мировую известность (1900-1903 годы), был перевод философского трактата индийского философа Дхармакирти (VII в. н.э.). Кинга была издана под названием «Теория познания и логика по учению позднейших буддистов».

В 1910-1911 годах ученый отправился в путешествие по Индии, где приобрел редкие книги для работы. Во время посещения Тибета Щербатской сфотографировал старинные рукописи делай-ламы. Свои суждения он строил только на оригинальных текстах. Информация, собранная Щербатским в экспедиции — бесценна для науки.


Рядом с усадьбой памятник погибшим воинам-защитникам.
Федор Щербатской умер в 1942 году в эвакуации, ему было 75 лет.

В советское время ученый исследовал буддизм в России, путешествовал по Бурятии, Забайкалье.
Самым его популярным трудом стала двухтомная монография «Буддистская логика» (1930-1932), изданная на английском языке.

В книге «Концепция буддийской нирваны» ученый исследует тему вечности по учению буддистских философов:
«Истинный Будда должен постигаться непосредственно интуицией. Невозможность ответа на поставленные вопросы о том, конечен мир или бесконечен и продолжает ли Будда существовать после нирваны или нет, относится как раз к этой невозможности какого бы то ни было определения. Если вы настаиваете, что Будда существует, вы должны допустить, что после нирваны его не существует более.

Но если вы примите относительность такой концепции, то вопрос о его существовании вообще не возникнет. Будда слит в покое с природой и находится за пределами всякого возможного определения. Те же, кто продолжают раздваивать его на вечного или невечного, существующего или несуществующего, относительного или неотносительного, всеведущего или невсеведущего, – все они введены в заблуждение словами. Они не обладают непосредственной интуицией (na pashyanti) в отношении абсолютного Будды.

Подобно тому как слепой от рождения человек не может увидеть солнца, так и люди, пребывающие в тисках общепринятых понятий, не могут непосредственно постичь Будды, но стремятся описать его (prapanchayanti) умозрительно. Именно ими он и не может быть постигнут непосредственно (aparvksha-vartin). Будда должен рассматриваться как космический порядок (dharmatah), его тело есть космос (dharmata), сущность космоса непознаваема, и ее невозможно понять умозрительно. Реальность Будды – это реальность вселенной, и поскольку Будда не имеет отдельной реальности (nihsvabhava), то и вселенная не имеет никакой реальности вне Будды. Все элементы бытия, просеянные через принцип относительности, приобретают великолепие, все миллионы существований (bhutakoti) должны рассматриваться как проявленное в них тело Будды».

Кому интересно, можно прочитать книгу «Концепция буддийской нирваны» по ссылке http://psylib.org.ua/books/shchb02/index.htm


И я на фоне усадьбы

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама