Усадьба Знаменка. От галантного века до темной обители

Усадьба Знаменка, где мы побывали с френдом расположена неподалеку Собственной дачи императрицы Елизаветы Петровны (См. мой пост Царская дача. Этим имением владел любимый фаворит царицы Елизаветы — Алексей Разумовский. По дороге на дачу, царица всегда останавливалась в гостях у своего фаворита.

Знаменка сменила несколько владельцев, став отражением разных эпох. Фривольный галантный век шальной императрицы Елизаветы, век романтизма при владельце Николае Николаевиче (сын Николая I), и неспокойное начало 20 века — время магов, спиритических сеансов накануне исторической катастрофы, тогда усадьбой владела черногорская принцесса Милица. Здесь началось знакомство царской семьи с разными «чудотворцами», которые нанесли репутации Романовых немалый ущерб. Князь Феликс Юсупов называл усадьбу Знаменка темным местом, где черногорские ведьмы проводили свои обряды.

Дитя галантного века Елизавета Петровна с юности любила окружать себя красавцами-кавалерами. Она сразу заприметила молодого певчего в придворном хоре. Разумовский по происхождению был простым украинским хлопцем, который пел в церковном хоре. Его талант заметили и взяли в Петербург, где он и познакомился с Елизаветой, которая тогда еще не была царицей.


Алексей Разумовский в молодости


Молодая Елизавета Петровна

Простоту и добродушие Разумовский сохранил даже в годы своей славы и богатства. Говорили, что он «чуждался гордости, ненавидел коварство и, не имея никакого образования, но одаренный от природы умом основательным, был ласков, снисходителен, приветлив в обращении с младшими, любил предстательствовать за несчастных и пользовался общей любовью».

Есть версия, что Елизавета тайно обвенчалась со своим фаворитом.

Рассказывали, что когда Екатерина II вступила на престол, она отправила своего канцлера узнать, о документах на брак между Разумовским и покойной царицей Елизаветой. Разумовский достал из ларца бумаги и бросил в огонь:
«Я не был ничем более, как верным рабом ее величества, покойной императрицы Елизаветы Петровны, осыпавшей меня благодеяниями превыше заслуг моих… Теперь вы видите, что у меня нет никаких документов».

Екатерина Великая с уважением относилась к фавориту Елизаветы, когда Разумоский приезжал к ней в гости, лично встречала и провожала до кабинета.


Разумовский в зрелые годы


Елизавета — императрица


Царица и фаворит — куклы

В 19 веке знаменитым владельцем усадьбы Знаменка стал великий князь Николай Николаевич. Князь любил устраивать «выставки и праздники, на которые каждый мог нести все, что у него было замечательного: снопы, овощи, плоды; некоторые приводили коров, лошадей, жеребят, телят, овец».

«Всех называл просто, по имени; здоровался первый, отрывисто, но приветливо: Здравствуй, Иван; здравствуй, Василий; здравствуй, Мария, Анисья»


Усадьба во времена владельца великого князя Николая Николаевича


Великий князь Николай Николаевич

Биограф Андреев отмечал: «В садоводстве было много оранжерей, парников, и многие Знаменские и шуваловские молодые парни и девушки находили там заработки».

Николай Николаевич участвовал в русско-турецкой войне 1877-1878 года, и на своем опыте убедился, как дорого даются победы в боях. «Теперь я могу сказать, что кампания блистательная и все мои предположения великолепно исполнились… Но в Петербурге этого не поймут, там будут думать, что так и быть должно, и не примут в соображение, и не оценят расчета и всех гигантских трудов, войсками исполненных». — сокрушался он.

Как большинство сыновей монархов великий князь Николай Николаевич был несчастен в личной жизни.
Он был влюблен в принцессу Марию Анну Прусскую, но по политическим причинам ему выбрали другую невесту Александру-Федерику-Вельгельмину (в православии Александра Петровна). К нелюбимой жене он относился с должной учтивостью. Александра Перовна находила утешение в делах благотворительных.


Принцесса Мария Анна Прусская, на которой князь хотел жениться


Александра Петровна (Александра-Федерика), которую князю выбрали в жены.

Вскоре у князя появилась любимая фаворитка — балерина Екатерина Числова, которая родила ему пятерых детей. Нрава фаворитка оказалась буйного, не стеснялась закатывать князю скандалы и истерики.


Капризная фаворитка


Александра Петровна покинула мужа и переехала в Киев, где продолжила дела милосердные. Князь оплачивал ее благотворительные расходы.

Наступил век двадцатый. Владельцами имения стал великий князь николай Николаевич-младший и его сын Петр Николаевич, который женился на черногорской принцессе, увлеченной мистикой.


Мистическая Милица, супруга князя Петра Николаевича


Великий князь Петр Николаевич

«Великая княгиня Милица Николаевна — женщина очень умная, с сильным характером, имеющая большое влияние на своего мужа. Из ее слов я знаю, что она больше всего интересуется вопросами религии и философии и детей своих воспитывает просто, стремясь к тому, чтобы они, раньше всего, были дельными людьми» — писал о Милице военный министр А. Ф.Редигер.

«Суеверные, простодушные, легко возбудимые, эти две черногорские княжны представляли собой легкую добычу для всякого рода заезжих авантюристов»,— говорил великий князь Александр Михайлович.

У Милицы была сестра Анастасия, которая влюбилась в Николая Николаевича-младшего — отца мужа своей сестры. Начался скандал, Анастасия была замужем за герцогом Лейхтенбергским. Герцог согласился на развод. Николай Николаевич и Анастасия поженились.


Милица с сестрой Анастасией (которую ласково называли Стана) — супругой великого князя Николая Николаевича-младшего. Отец и сын взяли в жены двух сестер.

Принцесс черногорских при дворе не любили, называли «черными воронами» и «черным горем».

Феликс Юсупов не одобрял магического увлечения Милицы и ее сестры:
«Дочери короля Черногории, великие княгини Милица и Анастасия Николаевны, были в ту пору при дворе крайне влиятельны. Одна черногорка вышла замуж за великого князя Петра Николаевича, другая, быв сперва за герцогом Лейхтенбергским, вторым браком сочеталась с великим князем Николаем Николаевичем. В Петербурге черногорок звали «черным горем». Занимались они черной магией и водили дружбу с колдунами и гадалками. Они-то и привели ко двору шарлатана-француза Филиппа, а позже – Распутина. Дом их стал средоточием темных сил, увы, овладевших несчастным нашим государем и толкнувших отечество в пропасть.

Отец мой, прогуливаясь однажды на море в Крыму, встретил великую княгиню Милицу в карете с каким-то незнакомцем. Он поклонился ей, но она на поклон не ответила. Беседуя с ней двумя днями позже, он спросил, почему. «Потому что вы не могли меня видеть, – отвечала великая княгиня. – Ведь со мной был доктор Филипп. А когда на нем шляпа, он и спутники его невидимы».

Одна из сестер ее рассказывала мне, что в детстве, прячась за гардиной, подкараулила приход Филиппа и обомлела, увидав, что все, кто был в гостиной, встали перед ним на колени и целовали ему руку.

В Библии в 20-й главе «Левита» сказано: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их: то Я обращу лице Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее».

Поздно спохватились сестры-черногорки и не смогли, как ни старались, раскрыть глаза на обман государю с государыней».

В усадьбе Знаменка «…царская семья встречалась с прибывшим из Парижа христианским оккультистом Филиппом…» – рассказывала Вырубова.

«Человек около 50 лет, маленький, черноволосый и черноусый, с ужасным южно-французским акцентом. Он толковал о падении религии во Франции, на Западе… Когда прощались, он попытался поцеловать мне руку, и я с трудом ее вырвал», – описал мага великий князь Константин Константинович.


Придворный маг Филипп — предшественник Распутина.
Милости богачей и монархов не принесли ему счастья, в 1904 году умерла его единственная дочь. «Эта смерть распяла меня живьем» — говорил Филипп. Через год он умер.

Вскоре сестры-принцессы познакомили царицу Александру Федоровну с Григорием Распутиным, что сыграло роковую роль…

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Оставьте комментарий