Большая синагога Петербурга

Большая хоральная синагога Петербурга была построена в конце 19 века по разрешению императора Александра II, выданного в 1869 году. Однако, как обычно, все упиралось в деньги и местную бюрократию. Один только участок под строительство стоил 65 тысяч рублей. Синагога строилась на пожертвования. Главным спонсором стройки выступил барон Гинцбург (Гинзбург), пожертвовавший 70 тысяч рублей.

Строительство было начато только в 1883 году при Александре III, который и утвердил проект здания синагоги. Курировал строительство архитектор Бенуа, приближенный к императорской семье.

При строительстве синагоги сразу началась продажа мест на храмовых скамейках. Можно было купить место на всю жизнь или на год.


Респектабельное общество на торжественном открытии синагоги в декабре 1893 года. Спонсоры синагоги Гинцбург и Варшавский получили честь нести Тору.
«…И вдруг два господина в цилиндрах, прекрасно одетые, лоснящиеся богатством, с изящными движениями светских людей, прикасаются к тяжелой книге, выходят из круга, и за всех, по доверенности, по поручению всех, совершают что-то почетное и самое главное. Кто это? — Барон Гинзбург. — А это? — Варшавский.» — писал Осип Мандельштам о своих детских впечатлениях.

«…Но какое оскорбление — скверная, хотя и грамотная речь раввина, какая пошлость, когда он произносит «государь император», какая пошлость все, что он говорит!..»


«Ковчег» синагоги, где хранятся свитки Торы.

Годовой взнос прихожанина синаноги составлял 25 рублей, по тем временам деньги немалые. Число прихожан превышало тысячу, но исправно платили взносы только 200 человек, большинство верующих не обладало такими средствами, поэтому они вносили частичные взносы.


Люстра на потолке — копия люстры берлинской синагоги, которая была разбита при погроме «хрустальной ночи»

Знатные прихожане и спонсоры синагоги Гинцбурги жертвовали 2 000 ежегодно. Отдельно делались взносы за чтение Торы и исполнение обрядов. На обряд венчания было несколько тарифов.


Венчальный зал синагоги


Большая еврейская свадьба начала 20 века


Большая еврейская свадьба в конце 20 века (1991 год)


Второй этаж синагоги, где по традиции располагаются женщины. Мужчины — на первом этаже

Окрестности синагоги быстро стали «еврейским кварталом» города.

Осип Мандельштам вспоминал о своем детстве: «Раз или два в жизни меня возили в синагогу, как в концерт, с долгими сборами, чуть ли не покупая билеты у барышников; и от того, что я видел и слышал, я возвращался в тяжелом чаду.

В Петербурге есть еврейский квартал: он начинается как раз позади Мариинского театра, там, где мерзнут барышники, за тюремным ангелом сгоревшего в революцию Литовского замка. Там, на Торговых, попадаются еврейские вывески с быком и коровой, женщины с выбивающимися из-под косынки накладными волосами и семенящие в сюртуках до земли многоопытные и чадолюбивые старики.

Синагога с коническими своими шапками и луковичными сферами, как пышная чужая смоковница, теряется среди убогих строений. Бархатные береты с помпонами, изнуренные служки и певчие, гроздья семисвечников, высокие бархатные камилавки. Еврейский корабль, с звонкими альтовыми хорами, с потрясающими детскими голосами, плывет на всех парусах, расколотый какой-то древней бурей на мужскую и женскую половину. Заблудившись на женских хорах, я пробирался, как тать, прячась за стропилами. Кантор, как силач Самсон, рушил львиное здание, ему отвечали бархатные камилавки, и дивное равновесие гласных и согласных, в четко произносимых словах, сообщало несокрушимую силу песнопениям.»

В годы Первой мировой войны в здании синагоги располагался госпиталь.

Во времена революции имущество синагоги было конфисковано на благо партии, а богатые попечители бежали за границу или были репрессированы как буржуи-угнетатели трудового народа. Синагогу закрыли, но потом открыли вновь.

В годы блокады ленинградцы верили в примету, что «еврейский квартал» не заденут бомбы врага, и прятались там во время бомбежек.

В подвале и во дворе синагоги страшной зимой 1941-1942 складывали тела умерших, за которыми приезжала «пятитонка», отвозившая мертвецов на кладбище в братскую могилу. Очевидец военной жизни синагоги Зуся Гуревич вспоминал — «Но вот наступила блокада, и евреи стали возвращаться в синагогу, живыми и мертвыми. Сюда свозили тела своих близких те, кто не имел сил предать их земле…».
В подвале синагоги на мертвых телах пировали крысы. «Крысы, в отличие от людей, были очень крупные и жирные» — рассказывал Зуся.

Отец Гуревича работал в похоронной команде и записывал в тетрадь имена похороненных в братской могиле. Тетрадь он передал работникам кладбища, к сожалению, записи с именами сгорели во время пожара.

Отдельное место для погребения мертвые могли получить только за счет хлеба живых. Места на кладбище выменивали за карточки на хлеб. Отдельные могилы блокадных ленинградцев называли «хлебными захоронениями».


Места на скамейках в синагоге продавались еще при строительстве в 19 веке. Эта традиция сохранилась до наших дней. Зарезервированные места отмечены именными табличками. Место баронов Гинцбургов №1.


Место Гинцбургов №6

В наши дни Большая хоральная синагога Петербурга является второй по величине в Европе. В синагоге также проходят концерты классической и фольклорной музыки, проводятся экскурсии. Фото-съемка в здании разрешена кроме субботы и религиозных праздников. «Наша синагога — самая лучшая!» — гордо говорят прихожане.

Самая крупная синагога Европы расположена в Будапеште (может вместить 3000 прихожан), самая крупная в мире — в Филадельфии (5000 прихожан). Большая хоральная синагога Петербурга вмещает 1300 прихожан.


Уникальная акустика зала позволяет расслышать слова, сказанные шепотом, на расстоянии 10 шагов


Фасад синагоги в мавританском стиле


Первоначальный проект синагоги царь не одобрил — слишком роскошно


Утвержденный проект синагоги


Во дворе синагоги. «Понравилось — скажи спасибо рублем».

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s