Это воскресенье на выставке «Самураи — 47 ронинов» было посвящено мистической Японии. Гости получили возможность познакомиться с призраками, духами и демонами страны восходящего солнца, а также посмотреть интересные творческие выступления.

Впечатлений море! Для меня это прям праздник какой-то! Столько нового мистического для меня. В один пост не поместить. Было жутко… жутко интересно!

Начинаю свой рассказ со страшных историй, с которыми связаны традиции Японии.


Кимоно для сэппуку (харакири) ищет своего хозяина.

Кимоно и харакири

Жутковатый экспонат коллекции – кимоно для сэппуку (харакири), ритуального самоубийства. Оказалось, эта традиция еще была жива в Японии 20 века, костюм пошит на заказ в 1970 году. Однако заказчик наряда потом решил — «не дождетесь» и передумал расставаться с жизнью. Дабы не искушать судьбу он продал костюм иностранным «маньякам коллекционерам». Как обычно, предмет перепродавался несколько раз, пока не нашел пристанище среди экспонатов выставки в Петербурге.

С этой вещью, как рассказывала экскурсовод, происходили мистические пугающие события. Когда устанавливали стенд для экспоната, попадали балки и едва не убили работников. Надеть кимоно на манекен оказалось непросто, оно будто ожило и не поддавалось.

Во время выставки были случаи, когда люди, долго находясь рядом с нарядом самоубийцы, теряли сознание или жаловались на головную боль. Честно сказать, даже мне рядом с этой вещью вдруг стало нехорошо, разболелась голова, хотя подобными историями меня не испугаешь.

Экземпляр коллекции, действительно, уникален. Получить аналог почти невозможно. Мастера отказываются шить загробный наряд на заказ для музеев.


Меч для сэппуку

Слова харакири и сэппуку несут одинаковый смысл. Различие в том, что слово «харакири» обычно употребляется в разговорной речи, а сэппуку в официальной письменной — как название ритуала.

В древние времена ритуальное самоубийство считалось почетным уходом из жизни. Отважные самураи предпочитали умертвить себя, чем сдаться в плен врагу. Право на сэппуку было почетной заменой смертной казни.

Эта странная для нас традиция сэппуку появилась в Японии 12 века. Обряд сэппуку совершался во дворе дома, чаще всего в саду. Самоубийство в доме могло привести к тому, что дух окажется заперт внутри стен и не сможет освободиться. Самурай быстрым движением разрезал себе живот, чтобы «отпустить свою душу». При сэппуку чаще всего присутствовал близкий друг самурая, который после совершения ритуала отрубал самоубийце голову.

Получив весть о гибели мужа – жены самураев сами готовились к достойной смерти. Правила сэппуку для женщин были легче, самурайские дамы сразу вонзали себе клинок в сердце.

«За господина
Ты – воин, чуждый сомнений
Отдал жизнь, но оставил доброе имя»

Это посвящение было написаны женой погибшего самурая. Она принесла ленту со стихами на могилу мужа и совершила сэппуку.

Перед смертью самураи писали прощальные стихи своим родственникам и возлюбленным, которые потом гордились его достойным поступком.
«Под порывом ветра цветы опадают,
я еще легче с жизнью прощаюсь,
и все ж почему?»

Духи-защитники в масках

Лица и символика масок представляют облик защитников рода самурая – древних духов. Часто шлемы самурая дополнялись астрологической символикой, которая была перенята из Китая.


Шлем самурая со знаком Луны


Шлем самурая с солнечным диском. По бокам знаки свастики — солнечного цикла. У японцев тоже был этот знак.

Самураи верили, что дух-защитник через маску и символы поможет в бою с неприятелем. Предполагают, что древние духи до сих пор находятся в этих масках. С ними следует быть осторожнее, чтобы не прогневать.

Особым почтением японцы относятся к душам предков, которые оберегают род. Эта традиция появилась в добуддистскую эпоху и сохранилась до наших дней.


Маска не только оберег, но и защита лица. Детали маски сборные.

Заходя в зал самурайской амуниции, японские туристы кланяются. По их верованиям, в доспехах присутствуют души их воинов-предков.


«Черный демон» — доспехи полководца Ода Нобунага (16 век), который начал объединение Японии. Смерть полководца окутана тайной. По одной версии — он совершил сэппуку, когда был ранен в сражении. По другой версии — его убили заговорщики. По легенде маска полководца повторяла черты его лица.

Живой меч мастера Мурамаса (16 век)

Мурамаса – это династия мастеров, оружие которых особенно ценились. Японцы верили, что мастера заковывают в клинки духов, которые помогают управлять мечом и разить врага.
Действительно, клинок мастера Мурамаса кажется живым. Об его острое лезвие работники порезались несколько раз во время подготовки экспоната к выставке, хотя были в специальных перчатках.

Выставка меча тоже имеет свои правила. Если клинок уже «отведал крови», то его выставляют лезвием вверх. Если меч в бою не побывал – лезвием вниз.


Живой клинок Мурамаса

В эпоху правления сегуна Токугава, клинки Мурамаса подверглись гонению. Дед и отец Токугава погибли от клинков Мурамаса. В знак мести, сегун демонстративно уничтожил злосчастные мечи, принадлежавшие его дому. Примеру сегуна последовали его подданные. До наших дней сохранилось только четыре клинка Мурамаса.

Призраки, колодец, еноты

Призраки из колодца – распространенные персонажи японского фольклора. Благодаря кино популярна история призрака девочки Садако, которую «добрые родственники» утопили в колодце. В японской мифологии колодец – это как грань между миром живых и миром мертвых, любимое место появления призраков.

Например, есть легенда, как один самурай во время ссоры случайно убил свою возлюбленную – прекрасную гейшу, которая, умирая, упала в колодец. Такая вот страстная самурайская любовь. Призрак несчастной появляется из колодца…

В мистический день, в зале выставки призраки Садако пугали гостей. Особенно понравилось детям, которые подкрадывались к привидениям, дразнили, а потом хихикая убегали. К детям присоединились взрослые – подкрадывались, делали фото, а потом убегали, причитая «вот жуть какая». Девочки сыграли свои роли очень убедительно, антуражи залов дополняли атмосферу японского ужастика.

Интересно, что самым мистическим зверьком в японской мифологии считаются еноты. По легенде, еноты могут превратиться в любое существо, даже в человека, они обманывают и всячески пакостят людям. По-японски они зовутся «тануки».

Мне удалось снять на видео «привидений».

Эпизод как из фильма ужасов получился.

Правда, с колодцем что-то видео до конца не записалось. Могло получиться интересно — привидение смотрит в камеру как в фильме «Звонок». Но не записалось, мистика какая-то.

Танец Ханья

Танец демона Ханья — история девушки, которая от ревности так обозлилась, что превратилась в демона. Ханья означает – разрушительное дыхание страсти. По легенде девушка, став чудовищем, испепелила своего возлюбленного.

Самураи не боялись демона Ханья и использовали ее изображение как оберег в бою. Вообще японцы с нечистью не воевали, старались сохранять нейтралитет, не прогневать и если надо – задобрить.

Танец демона я записала на видео. Гейша с зонтиком постепенно начинает звереть.

День получился очень насыщенным и интересным. Спасибо организаторам мероприятия!


Экскурсовод, которая «пугала» нас японскими страшилками

Далее расскажу о «Загадывании желаний» и «Легенде о 47 ронинах»

Выставка продлена до 31 июля
Подробнее о выставке, экскурсиях и мероприятиях на сайте
http://www.isamurai.ru/

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама