Реквием Бориса Эйфмана. Танцы жизни и смерти

Сначала в 1991 году Борис Эйфман поставил одноактный балет на музыку Моцарта «Реквием». Спустя годы появилась другая идея — дополнить балет актом по мотивам «Реквиема» Ахматовой на музыку Камерной симфонии «Памяти жертв фашизма и войны» Д. Д. Шостаковича. Премьера состоялась в январе 2014 года в честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. На спектакль были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, защитники и жители блокадного Ленинграда.

Нам с удалось посмотреть этот уникальный балет на сцене Александринского театра. Редкий случай, когда можно сказать: «В восторге!» Удивительно – игрой танца и света удалось не просто передать философский смысл сложных произведений, но и сделать это очень изящно и красиво. Каждое движение отточено идеально. Просмотр затягивает, время пролетает быстро. Потом эти танцы мне снились.
В балете объединены несколько моих любимых тем — мимо которых я не могла пройти: «Реквием» Ахматовой, философия «Реквиема» Моцарта, мистическая тема жизни и смерти.


Именной билет, очень приятно. Места отличные. Спасибо театру за приглашение и подаренные впечатления!

Акт Первый

В акте об ахматовском «Реквиеме» отражены эпизоды боли и страдания страшной эпохи репрессий. Тяжелые моменты показаны искренне, без натянутого пафоса. Истории людей с поломанными судьбами.

Борис Эйфман о «Реквиеме» Ахматовой:
«Перечитывая поэму «Реквием», я неизменно поражаюсь, насколько безудержна та боль, что пульсирует в строках Ахматовой. Снова и снова траурные образы «осатанелых лет» наполняют сердце. И вереницы погребенных заживо застывают в вечном ожидании у тюремных ворот…
Крику женщины, на чью долю выпали страшные испытания, в поэме Ахматовой вторят стоны тысяч несчастных матерей и жен. Эта симфония скорби не перестает звучать во мне. Священная боль не утихает».

Фотографировать не разрешили, поэтому официальные глянцевые фото. Конечно, фото не передают все многообразие эпизодов балета.

Страницы истории, которые мы должны помнить.
Об этом говорит финальный эпизод первого акта. Души несчастных жертв репрессий прошлого уходят вдаль, и на сцену выбегают дети, занятые играми и шалостями. Но одна девочка поднимает шапку бывшего заключенного и замирает, остальные дети прекращают игру. Потомки должны помнить.

Гармоничным объединением «Реквиема» Ахматовой на музыку Шостаковича и «Реквиема» Моцарта – двух актов балета, представлен эпизод о бедствиях войны.

Акт второй

Мне близок взгляд автора на «Реквием» Моцарта. Это не траурное песнопение, а мелодия вечности. Жизнь и смерть – гармония мирозданья.

«Воистину: мир человеческих страданий бездонен. Но в самом течении жизни скрыта божественная непрерывность бытия, которую гениально воспел в своем «Реквиеме» Моцарт. Слушая его произведение, ощущаешь дыхание вечности.
Тревоги и опасения исчезают, ты пронизан предчувствием вселенской тайны. Откуда я? Зачем я? Что есть я? Обращаешься к своей памяти. Это она вводит незащищенного юношу в мир, воскрешает испытания зрелости, мудрость и бессилие старости. Сколько злобы, клеветы и насилия в моей памяти… И сколько неувядающих прикосновений счастья, любви!..

Страдания, отчаяние, надежда – все это во мне, в каждом из нас. И погребальная песнь сливается воедино с моцартовским гимном жизни» — говорит Борис Эйфман.


В декорациях к реквиему Моцарта использованы масонские символы. Моцарт был масоном, есть версия, что реквием он писал для масонской ложи.

Сочетание танцевальных эпизодов погружает зрителя в бесконечность. Редкий момент, когда хочется пересмотреть танцы снова и снова.

И мои фото с поклона артистов, уже знакомые лица


В первом акте балета по мотивам реквиема Ахматовой среди трагичных эпизодов есть веселый танцевальный номер. Вроде «парада физкультурников». Мне нравится такая режиссерская идея. Похожая тема в балете Эйфмана «Up & Down», о котором я писала в посте «Up & Down. Шик и безумие« — общество продолжает веселиться, никому нет дела до чужих бед и горя.


Небольшое отступление от философии. Нам также понравились струящиеся наряды балерин. Легкие движения тканей дополняют образы в танце. Красивые платья, можно сказать – платья мечты.

Роли исполняли:

Акт I
Мать: Анжела Прохорова,
Сын: Эльдар Янгиров,
Муж: Игорь Субботин,
Жена: Екатерина Одаренко,
Семья: Дмитрий Фишер.

Акт II
Мать: Нина Змиевец,
Юноша: Леонид Леонтьев,
Мужчина: Олег Габышев,
Старик: Олег Марков

И я в образе театрала

Рекомендую балет к просмотру. Эстетическое удовольствие гарантировано, и есть над чем задуматься. При этом философские темы смотрятся легко и интересно, на мой взгляд. Может, потому что темы актов балета мне близки. Настаивать не буду, каждый воспринимает по-разному.

Театр балета Бориса Эйфмана в ВК
http://vk.com/eifmanballet
Академия танца Бориса Эйфмана
http://eifmanacademy.ru/

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s