В эпоху короля Филиппа Красивого Консьержери был королевской резиденцией, которую расширил и перестроил из замка-укрепления архитектор и друг короля — Ангерран де Мариньи. В конце 14 века после восстания парижан король Карл V покинул дворец, доверив его управление «консьержу» (что означает «королевский сановник»), от этой должности и появилось название — Консьержери.


Тюрьма Консьержери в наши дни

Тюрьма Шатле была переполнена, и вскоре покинутый королевский дворец стал новой тюрьмой. Консьержери — одно из самых мрачных мест Парижа, за стенами которой появляются неупокоенные души узников. Стены, впитавшие стоны осужденных и умерших в страданиях.

Комфорт в тюрьме зависел от социального статуса и состояния узника. Свое проживание в тюрьме оплачивали сами заключенные или их родственники. Богатые могли позволить себе просторные камеры с добротной мебелью, знатным заключенным позволяли читать книги и писать письма. Узник среднего благосостояния мог оплатить узкие комнатушки с жесткой кроватью. Такие «малые» камеры называли «пистолями» — от денежной единицы «пистоль». А узников-бедняков ждало заключение в сыром темном подвале с соломенной подстилкой вместо кровати и крысами. Долго в таких условиях люди не выживали.


Консьержери-дворец в средние века

Тюрьма подразделялась на женскую и мужскую часть. Женщины могли гулять во внутреннем дворе у фонтана, где им разрешались свидания с близкими. Небогатые заключенные дамы, которые не могли оплатить услуги прачек, сами стирали свою одежду в фонтане во время прогулки.


Круглая башня справа называлась Серебряной башней, по легенде там были спрятаны королевские сокровища

В эпоху французской революции Консьержери стала тюрьмой для «подозрительных», выход из которой был только на гильотину. Узники содержались по нескольку человек в камере — время их пребывания в тюрьме обычно было недолгим. После вынесения приговора смертники устраивали прощальный ужин, утром их ждала повозка на гильотину.

«Заутра казнь, привычный пир народу…» — как писал Пушкин об узниках Консьержери.

В сентябре 1792 года около сотни арестантов погибли от самосуда, когда разъяренная нетрезвая толпа санкюлотов ворвалась в тюрьму, чтобы «повесить на фонарях» ненавистных «врагов народа».


Самосуд над «врагами народа» в сентябре 1792 года

Революционер Марат одобрил действия «истинных патриотов», себя он именовал «Друг народа» и издавал одноименную газету. Вскоре он сам стал жертвой самосуда. Его убила девушка — Шарлотта Корде.


Картина «Смерть Марата» — художник Жак-Луи Давид, который пережил короля, революцию, директорию и потом рисовал портреты Наполеона. Современники называли его «Один из самых бесчестных людей эпохи»
На картине в руке Марата приказ — будто он собирался дать денег бедной девушке, а она его убила. На самом деле — Марат приготовился записать имена «врагов народа», которые Шарлотта обещала ему назвать. Поэтому он согласился на аудиенцию с незнакомкой.

Марат страдал кожными заболеваниями и был вынужден находиться в ванне, поэтому и посетителей принимал в таком виде.


Картина «Смерть Марата» середины 19 века. Образ Шарлотты уже героический
Художник — Поль Жак Эме Бодри

О смерти Марата наш А.С. Пушкин писал
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.

Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду*.

*Эвменида — античная богиня мести.

Убитый Марат почитался как мученик революции, ему посвящали песни и оды.
В защиту Шарлотты Корде в годы террора осмелился выступить поэт Андре Шенье, не скрывавший восхищения ее смелым поступком:
«Тогда, как в эти дни, отравленные скверной,
Стенают подлецы, кто впрямь, кто лицемерно,
Среди бессмертных чтя Марата своего,
А идола сего заносчивый служитель,
Парнасский подлый гад, парнасской грязи житель
Вопит свой жалкий гимн у алтарей его.

Ты, Истина, молчишь. Слова оцепенели.
Страх спеленал язык, и губы не посмели
Пропеть деянью славному хвалу.
Ужель нам стоит жить? И жизни смысл каков?
Когда томится мысль под тяжестью оков
И от народных глаз скрывается во мглу…»


Шарлотта перед казнью. Женщинам остригали волосы. Все личные вещи, даже одежда и обувь — забирались у приговоренного на благо революции.

«…О, как нас обманул твой, дева, облик нежный,
Когда ты в глубине свой замысел мятежный,
Месть беспощадную лелеяла, тая,
Так небо тихое в безветренной лазури
Таит в себе порой возможность дикой бури,
Метущей молнии, волнующей моря.

И приведенная на подлой казни место,
Была прекрасна ты, как юная невеста,
Спокойное лицо и чистый ясный взор,
Как презирала ты хулу толпы народной,
Себя считающей всевластной и свободной
И с воплем радостным ловящей приговор.

Но с подвигом твоим сплетен и наш позор.
Мы — Франции сыны — молчим, потупя взор.
На миг мужчиной став, ты посрамила нас,
Нас — жалких евнухов, нас — хор душонок рабьих,
Погрязших в жалобах, увязших в всхлипах бабьих
Тогда, когда зовет кинжальной мести час.»

Поэт пополнил списки «врагов народа», был арестован и приговорен к смертной казни.

«Слуга народа» зачитывает список приговоренных, фигура Андре Шенье в центре

А.С. Пушкин так описал последние минуты перед казнью поэта Андре Шенье:
…лампады тихий свет
Бледнел пред утренней зарею,
И утро веяло в темницу. И поэт
К решетке поднял важны взоры…
Вдруг шум. Пришли, зовут. Они! Надежды нет!
Звучат ключи, замки, запоры.
Зовут… Постой, постой; день только, день один:
И казней нет, и всем свобода,
И жив великий гражданин
Среди великого народа.
Не слышат. Шествие безмолвно. Ждет палач.
Но дружба смертный путь поэта очарует.
Вот плаха. Он взошел. Он славу именует…
Плачь, муза, плачь!.

Судьба казненного писателя впечатлила Пушкина:
Меж тем, как изумленный мир
На урну Байрона взирает,
И хору европейских лир
Близ Данте тень его внимает,

Зовет меня другая тень,
Давно без песен, без рыданий
С кровавой плахи в дни страданий
Сошедшая в могильну сень.

Певцу любви, дубрав и мира
Несу надгробные цветы.
Звучит незнаемая лира.
Пою. Мне внемлет он и ты…


Первые часы в Париже были установлены на башне Консьержери (тогда еще дворца) в 14 веке, первоначальные часы утрачены. Нынешний вариант часов — работа мастера 16 века.
Нижняя надпись — «Этот механизм, разделяющий Время на двенадцать равных и справедливых частей, учит охранять Правосудие и защищать Законы».
В годы революции фраза об «Охране правосудия» звучала зловеще. Они будто отсчитывали последние минуты жизни осужденных.


«Мост Менял», ведущий к тюрьме Консьержери. По нему приговоренные следовали на казнь. Мост перестроен в 1860 году


«Мост менял» в 19 веке


А таким Мост менял был со средних веков до конца 18 века. Плотно застроен домами и лавками ростовщиков. В конце 18 века дома на мосту снесли.


Тюрьма Консьержери стала музеем в начале 20 века — в 1914 году

Знаменитые узники Консьержери

Ангерран де Мариньи

По воле злого рока. Первым казненным узником Консьержери стал архитектор дворца Консьержери — Мариньи, который занимался расширением этого здания. Он впал в немилость после смерти короля Филиппа Красивого и был казнен.


Казнь Ангеррана де Мариньи

Франсуа Равальяк

Арестован за убийство Генриха IV. Равальяк был фанатиком-протестантом, которому было видение — что он должен убить короля. Приговорен к смертной казни — четвертованию, но толпа не дала палачу выполнить свою работу и растерзала убийцу короля. Потомки Равальяка были отправлены в изгнание и сменили фамилию.


Франсуа Равальяк

Граф де Монтгомери

Многим известен по роману Александра Дюма — «Две Дианы». На турнире в поединке смертельно ранил короля Генриха II. Тогда графу удалось избежать наказания — турнир был честным, осудить победителя не могли. Габриэль де Монтгомери был арестован позднее по обвинению в государственной измене и казнен.


Граф Габриэль де Монтгомери в жизни


Габриэль в романе Дюма «Две Дианы»

Маркиза де Бренвилье

Прославилась как отравительница. Вместе с сообщником-любовником она также отравила мужа и детей. Любовник тоже сознался в злодеяниях, но потом внезапно умер. (Об этой мадам подробнее будет позже)
Маркиза упоминается и в романе Булгакова — «Мастер и Маргарита».


Маркиза де Бренвилье в заключении

Графиня де Ламотт

Авантюристка, выдававшая себя за особу королевской крови, обманом заполучила знаменитое «Ожерелье королевы» (об этом подробнее отдельно).


Авантюристка графиня де Ламотт


«Гражданская казнь» авантюристки. Ее публично выпороли розгами, а на плече выжгли клеймо с буквой «V», которое означало «воровка». Она была приговорена к пожизненному заключению, но сбежала из тюрьмы и перебралась в Лондон. Графиня отомстила Марии-Антуанетте, издав в Англии скандальную книгу о «личной жизни королевы», сплетни из которой якобинцы потом использовали для обвинения Марии-Антуанетты.

Королева Мария-Антуанетта

Королева оказалась узницей в той же тюрьме, что и авантюристка графиня де Ламотт. Королеве, в годы власти потратившей состояние на наряды и украшения, в тюрьму было разрешено взять два платья — белое и черное. Казнена на гильотине.


Мария-Антуанетта в тюрьме Консьержери, портрет написан после смерти королевы


Консьержери в 19 веке


Очередь в музей Консьержери летом. Дворец юстиции — часть комплекса Консьержери


Суровые стражи порядка


Рядом уютные кофе, где можно отдохнуть от долгой прогулки и снова двинуться в путь, продолжая поиски местных легенд

Другие легенды Франции
Лион. Нотр-Дам и чума
Придворные маги черной королевы
Страсти Маркиза де Сада
Венсенский ров. Место казни
Замок проклятых королей
Лионский палач
Валентина Миланская. Ведьма-герцогиня

Правила Франк-масонов
Месть Тамплиеров. Лион и Париж
Лионский собор. Мистика и перекрестки истории
Гаргульи и химеры Нотр-Дама
Собор Парижской Богоматери и мистика Египта
Белая Дама
Призраки Лувра
Призрак дворца Тюильри

Предметы средневековой Франции

Ницца. И над кладбищем мерный звон…
Ницца. Морская история
Ницца. Блеск Английской набережной

Далида. Три смерти
Байки Монмартра

Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще рекомендую ознакомиться — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама