Исакиевский собор стал одной из самых популярных достопримечательностей Петербурга. Подняться на смотровую площадку собора стремится большинство туристов. С постройкой собора и его архитектором Огюстом Монферраном связаны мистические легенды.

Собор строили ровно 40 лет (закладка храма была произведена в 1818 года, а строительство завершилось в 1858 году). Монферрану было предсказано, что он умрет, когда закончит строительство. Действительно, архитектор умер спустя месяц после открытия. Он начал строительство молодым – в 32 года, а закончил уже в преклонном возрасте – 72 года. За время строительства сменились три императора.


Деревянная церковь Исакия Далматского при Петре I. Храм был построен для работников судоверфи Адмиралтейства.

На месте собора в 18 веке стояла деревянная церковь Исакия Далматского, которая сгорела во время пожара. Екатерина II приказала возвести новое здание, был построен мраморный фундамент. Строительство при жизни императрицы не завершилось. Строительство заканчивал Павел I, при котором гранит, заготовленный для собора, был использован для его Михайловского замка. Собор достраивался из кирпича. Противники Павла насмехались:
«Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный:
Основа мраморна,
А верх кирпичный».

Наспех построенная церковь быстро обветшала и была разобрана.

В 1818 году Огюст Монферран приступил к работе. Для фундамента было забито более десяти тысяч свай. Из-за мягкого грунта возникло опасение, что собор сильно просядет и уйдет под землю.


Рабочий процесс строительства.

Александр Жемчужников (один из создателей Козьмы Пруткова) однажды подшутил над чиновниками, пустил слух, что им надобно «Наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор!»

Когда забивали сваи, горожане посмеивались, что «так скоро и до Америки достанут».
«Вы представляете, одна из свай неожиданно ушла в землю и бесследно исчезла. Вслед за ней начали забивать другую, но и та скрылась в болотистом грунте. Установили третью, четвёртую… Пока в Санкт-Петербург в адрес строителей не прибыло сообщение из Нью-Йорка: «Вы нам испортили мостовую». — «Причём здесь мы?» — ответили из Петербурга. — «Но на торце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и Ко» — пришёл ответ из Америки» — шутили горожане.


Молодой Монферран

Над долгим строительством тоже посмеивались:
— Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства.
— То-то он так долго строит!


«Долгострой» 19 века

Одновременно с собором строили мост через Неву, железную дорогу, что тоже стало поводом шуток: «Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят, железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы, ни дети наши не увидят!»

Говорили, что Монферран, который пользовался благосклонностью Николая I, чем-то не угодил его преемнику — царю-освободителю Александру II.

Предполагают, что царь не одобрил скульптурный портрет Монферрана на соборе рядом со святыми. Архитектор изобразил себя в образе молодого античного атлета с макетом собора в руках. Головы святых склонились перед Господом, Монферран держит голову прямо.


Портрет атлетичного Монферрана в скульптурной группе святых


Святые склонили голову, мастер изображен с гордо поднятой головой

Этим поступком объясняют причину отказа Монферрану быть похороненным в построенном им соборе. Официальной причиной отказа было – католическое вероисповедание архитектора, по церковным правилам католик не мог быть похоронен в православном храме.
После смерти Монферрана, по воле супруги, прах его был перевезен в Париж.

По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно. Как говорили, душа его оказалась привязана к этому месту.


Скульптурный портрет Монферрана, сделанный из нескольких видов камня, использованных при строительстве


Монферран в годы славы

Собор полюбился горожанам. Площадь стала излюбленным местом рождественских и пасхальных гуляний после праздничных богослужений. Собор вмещал 12 тысяч прихожан, а звон его главного колокола извещал Петербургу благую весть – Христос воскрес!

Собор – четвертый по величине в мире, уступает только соборам — Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.

Гости города восхищались собором. Теофиль Готье писал: «Архитектор здесь не стремился удивить, он искал красоты, и, конечно, Исакиевский собор — самая прекрасная церковь, построенная в наше время. Ее архитектура превосходно соответствует Санкт-Петербургу, самой молодой и новой столице».

«Если встать на углу сквера у Адмиралтейства, Исакиевский собор предстает во всем своем великолепии, и с этой точки зрения можно судить о здании в целом. Отсюда полностью видны главный фасад и один из боковых порталов. Осененный крестом большой купол с ротондой и фонарем сияет золотом на фоне небес.

С первого же взгляда все радует глаз. Стройные, сдержанные классические линии монумента благоприятнейшим образом подчеркиваются богатством и цветовой гаммой самых совершенных материалов: золота, мрамора, бронзы, гранита… Массивный гранит поддерживает вечную бронзу, неразрушимый мрамор покрывает стены, чистое золото сияет на крестах и куполах, придавая зданию восточный и византийский вид греческой церкви».

«Климат красит его игрой света, неожиданными эффектами, которые из римского преображают его в совершенно русский храм. Северные феерии разыгрываются вокруг монумента и приобщают его к этой северной стране, не лишая в то же время грандиозного античного вида».


Такой разный собор, верно заметил Готье — меняется при разной погоде

После окончания строительства отделочные работы в соборе продолжались. В народе появилась легенда:
«Дом Романовых падет, как только закончится окончательный ремонт и с собора снимут строительные леса!» Слова оказались пророческими. Окончательно работы в соборе были завершены в 1916 году, накануне революции 1917 года.


Памятник императору Николаю I и Исакиевский собор в 19 веке (видно, что одна из стен собора снова в лесах)


Наши дни. Машины сменили экипажи с лошадьми

После революции ценности храма были изъяты, конфисковано партией — «более 43 килограммов золота, 2200 килограммов серебра, 796 драгоценных камней». Исакиевский собор стал антирелигиозным музеем.

В войну собор стал хранилищем музейных ценностей. Как предположил один опытный артиллерист, фашисты будут использовать купол собора для ориентира при бомбежке, и не станут разрушать собор. Действительно, собор был не тронут во время войны.


Исакий в годы войны. На площадях и скверах были устроены огороды — пропитание в блокаду.

В наши дни началась реставрация интерьера собора.


Убранство собора в 19 веке


Реставрация наших дней


С малахитовыми колоннами тоже связана легенда. Говорили, что хозяйка медной горы обиделась на Демидова (он был поставщиком малахита для стройки), который тратит ее богатства на постройку христианского храма, и припрятала малахит.


Восстановление мозаик

Виды со смотровой площадки. Возможно, на ночной город любуется призрак Монферрана

Мне рассказывали, что в Исакивеском соборе была картина, изображающая Льва Толстого в аду, которая оставалась и в советское время как пример религиозного мракобесия. Сама я этого не видела.

Upd: Есть такая картина (роспись), но она была в Казанском соборе. Спасибо за картину и пояснение.

«Лев Толстой в аду»

Мои заметки о Легендах Петербурга и Ленобласти

Мистические эссе
Ночной принц Петербурга
Проклятье египетского моста
Дом с портретом мистического шулера
Уединенный домик пушкинского демона
Призрак коммунизма на литераторских мостках
Волковское кладбище. Клад и оборотни
Княжна Тараканова
Призраки. Декабристы
Призраки замка Выборга
Поезд и трамвай-призрак
Юсуповы. Проклятье и легенды
Ротонда. Масоны и лестница дьявола
Гостилицы. Готические руины
Петергоф. Мистическая обитель императрицы
Дворец-призрак Ропши
Приют для дитей-идиотов
Трагичная история Парка победы
Новодевичье кладбище
Проклятье Марсова поля
Белая Дама Петербурга
Призрак отеля «Англетер»
Пиковая Дама

Мистические дневники
Мистика Пушкинской улицы
Хозяйка заброшенного парка
Прогулки по Смоленскому кладбищу
Призрак дома на Шпалерной
Литейный мост. Путь в никуда…
Призраки Ораниенбаума (Екатерина Великая, Петр III)
Тайны Сфинксов
«Остров мертвых» парка Монрепо (Выборг)
Призрачный шулер Петербурга
Призрак самоубийцы на Зимней Канавке
Призраки Смольного собора
Призрак первостроителя
Проклятье Обводного канала
Легенды Никольского кладбища

Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

Реклама