Благодаря морской Оксане я побывала на интересной экскурсии по судоверфи, где строится точная копия парусника «Полтава» — линейного корабля Петра I. Строительство ведется согласно историческим документам, мастера стараются восстановить даже мельчайшие детали.


«Полтава» — 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга

Петровский корабль строился три года, современные мастера следуют технологиям, поэтому срок строительства будет таким же, как 300 лет назад. До спуска на воду осталось 20 месяцев.
Хочу поделиться интересными историческими деталями, которые узнала.

Корабли строились из дуба — ценная древесина, во времена Петра был издан указ «Дубы на гробы не использовать».

Готовясь к постройке флота царь Петр велел: «…во всех городах и уездах, в дворцовых и патриарших, и в архиерейских, и в монастырских, и всяких чинов в помещиковых, и вотчинниковских землях осмотреть и описать леса…»

Была издана «инструкция обер-вальдмейстеру» (вальдмейстер — переводится как «мастер леса»). Согласно указу Петра, после вырубки корабельный лес сажали снова — для потомков.
Вырубка леса наказывалась: «А буде кто те леса, кроме вышеописанных нужд, станут рубить дворовое или хоромное… учинена будет смертная казнь без всякой пощады, кто бы ни был… а за дубровый валежник сосланы будут на каторгу»

Император Петр Великий сам обучался в Европе корабельных дел ремеслу и лично принимал участие в строительстве корабля как «главный корабельный мастер». На работе царь вел себя согласно должностной субординации, выполнял указания старших по званию в корабельном деле.


Пока такой «скелет динозавра» — будущее судно «Полтава»


Корабль как в старину строится из дуба, необходимую древесину везут из разных регионов.


Нам разрешили подняться внутрь

Строительство петровской «Полтавы» началось в 1709 году.
Как вспоминали современники:
«После полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один штевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь как главный корабельный мастер (должность, за которую он получает жалованье) распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество.


Судоверфь во времена Петра I


Петровская смета

Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял пред стоявшим генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли и только после получения утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным примером хочет показать прочим русским как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальства».

Завершилось строительство в 1712 году. Граждане морских держав — английские и голландские послы, полагали, что «корабельное дело» всего лишь увлечение эксцентричного монарха. Мало кто верил, что корабль будет построен. Когда «Полтаву» спустили на воду, иностранные гости отправились на набережную, чтобы убедиться.


Украшения кормы «Полтавы» в стиле барокко. Изображен античный миф о Фаэтоне, который взял у отца — бога солнца Гелиоса колесницу, но не справился с управлением, и чуть было не спалил всё вокруг. Чтобы избежать пожара, Зевс метнул молнию в Фаэтона, который упал с колесницы. В данной аллегории Фаэтон символизирует поверженного шведского короля.

Спуск корабля на воду стал праздником.
«Новопостроенный корабль Полтаву спустили на воду. И на том корабле были: царевны Екатерина Алексеевна, Наталья Алексеевна и все царской фамилии, также г. адмирал, вице-адмирал, английский посол и прочих дворов посланники, сенаторы и прочие знатные персоны. До самой ночи довольно веселились».

По технологиям тех времен, на воду спускали корпус корабля, а мачты и снасти уже монтировали на воде.

В справочнике Ф.Ф. Веселаго «Список русских военных судов с 1668 по 1860 год», описаны габариты этого судна: «длина корабля «Полтава» по гондеку равнялась 130 английским футам 8 дюймам (39,82 м), ширина по набору корпуса без учёта обшивки равнялась 38 футам 4 ½ дюймам (11,69 м), глубина трюма (интрюма) – 15 футам 2 ½ дюймам (4,6 м)…Толщина обшивки корпуса составляла приблизительно 5 дюймов (12,7 см)»
Водоизмещение «Полтавы» составляло 1100-1200 тонн.

Якоря на судне установили английские: «Для кораблей Выборга, Риги, Перноу 9 якорей от 75 до 77 пуд. Для Полтавы 4 или 5 якорей от 90 или 95 пуд (≈1,5 т), для кораблей которые ныне на стапель поставляются или зачинаются строить 12 или 15 якорей от 110 до 115 пуд. Все тяжелые канаты от 14 до 20 дюймов толщиною надлежит сюда привесть ежели годны по осмотру капитана Гофта…»


Корабельный мастер времен Петра Первого


Плотник времен Петра

Вооружение корабля тоже впечатляло. На «Полтаве» располагалось 54 орудия. В те времена изготовление нужных пушек тоже оказалось трудно исполнимым. Из записей Петра I: «Ежели не могут управиться литьем, то возможно подспорье учинить сим образом: где доведется на которых кораблях имеет внизу 18-ти фунтовыя, тут по нужде возможно тяжелые 12-ти фунтовыя употребять, где 8-ми фунтовыя на верхней палубе, тут можно 6-ти фунтовыя употреблять, которые ныне на скампеях, а на их место взять с Воронежа долгия 6-ти и 4-х фунтовыя, а 24-х фунтовыя на низу и 12-ти, кои на верхней палубе, конечно надобно новой пропорции».

Экипаж «Полтавы» составлял от 300 до 460 человек. Сразу возникла проблема нехватки обученного командного состава. Поначалу первые суда петровского флота выходили с неполной загрузкой экипажем, а некоторые простаивали на берегу.

На судах 18 века только у адмиралов были просторные каюты, эти господа могли заказать обивку мебели по своему вкусу.
А вот остальным, даже офицерам приходилось потесниться. Офицеры спали хоть и в отдельном от матросов помещении, но персональных кают у них не было.
Подробнее о морском быте петровской эпохи я расскажу позднее.


Морской устав с рационом команды


Моряк петровской эпохи

Прослужил корабль 17 лет, в 1729 году был признан негодным для дальнейших военных компаний — «к употреблению в службу за гнилостью не годны и починить, пока при Кронштадте доки отделаны будут, негде».
Для сравнения, средний срок службы военного парусного судна 18 века составлял 5 лет.

В наши дни появилась возможность воссоздать знаменитый парусник Петровского флота. Современные мастера осваивают старинные технологии. Конечно, на смену старинным орудиям труда пришла новая техника, но для результата работ это не принципиально.
Пожелаем мастерам удачи, чтобы через 20 месяцев увидеть торжественный спуск корабля на воду.

Как говорят сами организаторы проекта «Полтава».
«До нас дошел настоящий ботик Петра, но ни одного корабля XVIII века, естественно, не сохранилось – все они давно покоятся на дне морском, а без наглядного примера трудно себе представить весь масштаб освоения Россией нового корабельного ремесла, учителями в котором были лучшие морские державы того времени, и трудно вновь почувствовать радость от открывшегося водного простора.


Рабочий момент

Наш проект был создан для того, чтобы исправить эту ситуацию, воссоздав в натуральную величину первый крупный корабль Балтийского флота – 54-пушечный линейный корабль 4-го ранга «Полтава», в постройке и проектировании которого в 1712 году принимал участие сам Петр I. Это грандиозное строительство должно стать одним из самых важных культурных событий ближайших лет».

Побывать на экскурсии и послушать рассказ об истории петровского флота может каждый. Информация на сайте http://poltava1712.ru/
Команда «Полтавы» не только проводит экскурсии, но и организует различные познавательные мероприятия для детей и мастер-классы. Все средства от экскурсий и мероприятий идут на строительство судна.

Спасибо Оксане — она не только пригласила, но и подвезла меня к месту экскурсии, и особая благодарность , которая угостила горячим морсом и оладьями — после прогулки это спасло от замерзания. В компании с нами была


Вот и я на фоне «скелета динозавра»

Также корабль осматривали vetka_spb,corsair, ta_samaya , nserg, eugesha, karmannoe_zlo, alexkussul,

Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

Реклама