В Нижнем Новгороде есть историческая площадь, где начиналась история освободительного движения, собранного Козьмой Мининым в 1611-1612 году.
Версий этого события немало, конечно, без легенд летописцев тоже не обошлось. В стародавние времена верили, что Минина благословил святой Сергий Радонежский, явившийся ему во сне. Это было добрым предзнаменованием — при жизни преподобный Сергий благословил на Куликовскую битву Дмитрия Донского.


Здесь у церкви Рождества Иоанна Предтечи выступил Минин перед горожанами. Тогда постройка была деревянной. Каменное строение возвели в конце 17 века.

Козьма Минин был земским старостой в Нижнем Новгороде, который собрал средства на армию – оружие и жалование ратникам. Для примера он первым публично отдал свое имущество на благое дело «мало что в дому оставив» и «убогою куплею питался».


Выступление Козьмы Минина (место события узнаваемо), горожане жертвуют свое имущество. Картина Маковского, которую он написал в Париже в 1896 году

Кстати, слово «гражданин» появилось в русском языке тоже благодаря Минину, раньше простых свободных людей называли «земля» (от этого слова и пошел «Земский собор» — народный собор).

По легенде гражданину Минину трижды во сне явился святой Сергий, наставляя его собрать войско для освобождения родной земли.

Вот так описывает видение Козьме Минину летописец:
«Он был человек благочестивый и имел обычай по временам удаляться в особую храмину для молитвы. Однажды в этой храмине спящу ему явился ему преподобный Сергий и повелел казну собирать, ратных людей наделять и с ними идти на очищение Московского государства от врагов. Козьма, опомнясь, был в великом страхе, однако ни на что не решился, думая, что устроение рати совсем не его дело.

Видение повторилось, но он по-прежнему остался в тех же мыслях. Преподобный явился ему в третий раз и возобновил свое повеление уже с прещением, присовокупив, что есть Божье изволение помиловать православных христиан и от великого смятения привести в тишину; и сказал еще, что старейшие в городе не войдут в такое дело, наипаче меньшие примутся за дело, начнут творить, и что начинание их приведется к доброму концу. В трепете и в ужасе от этого нового явления Козьма даже заболел, раскаялся в своей неподвижности и, решаясь исполнить поведенное, стал думать, как начать дело. Вскоре он был избран всем городом в земские старосты.

Он принял этот случай, как Божье указание о том, что надо делать, и начал в Земской Избе со слезами всем говорить о бедствиях Отечества, выставляя на вид бездействие своих сограждан. Одни от таких речей уходили даже с ругательством, но иные, особенно из меньших, приняли их к сердцу и после размышлений и рассуждений о тщете богатства укрепились на мысли: казну собирать и ратным давать и утвердили знаменитый приговор, что во всем будут Козьму слушать. Начался сбор казны, и Козьма первый же положил перед людьми почти все свое именье, мало что в дому оставив».


Козьма Минин. Картина художника Пескова

Современники говорили, что он был «с крепкой волей, крутого нрава, разумен и душою прям». «Земский собор» тогда выполнял функции правительства города, решая важные городские вопросы, в том числе и финансовые.


На площади копия московского памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, 1818 год».


Вид на храм Рождества Иоанна Предтечи

Козьма Минин стал распорядителем финансов на формирование освободительной армии, «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всём их покоил и сими делами собрал не малое воинство». Военачальником ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский.

Были среди горожан и противники Минина, которые пытались обвинить его во лжи.
«Минин сказал: мне было видение, явился святой Сергий во сне и повелел разбудить спящих. Тут стряпчий Биркин, недоброхот Минину, сказал: «Ну, не было тебе никакого видения!» Этот Биркин был человек двусмысленного поведения и служил прежде Тушинскому вору. За ним водились грехи; Минин знал про них, мог обличить его и сказал ему теперь тихо: «Молчи,— а не то я тебя выявлю перед православными!» Биркин принужден был прикусить язык. Видение Минина пошло за правду…»


Набатный колокол Нижнего Новгорода

Козьма Минин был и начальником судебных дел, который пользовался уважением в народе. Начальника судебных дел в те времена избирали сами «посадские люди».
Как писал князь Василий Шуйский — «А судитися шуянам, посадским людям, по сей нашей уставной гра¬моте меж себя самих по-прежнему. А кому их судити и управа меж ими чинити и на¬ши четвертные доходы сбирати по книгам сполна,— и шуяне, посадские люди, всем посадом выбирают меж себя в излюбленные в земские судьи, по годом, посадских же лутших (по богатству) и середних (по богатству) людей, добрых и просужих, которые бы были душею прямы и всем им посадским людям были любы…»


Вид на площадь в наши дни


Вид на площадь в конце 19 века

Дословно речи Минина перед нижегородцами записано не было, версии появились спустя десятилетия. Например, народная песня в духе эпохи, призывающая «перевешать врагов».

«Оставляйте вы свои домы,
Покидайте ваших жён, детей,
Вы продайте всё ваше злато-серебро,
Накупите себе вострых копиев,
Вострых копиев, булатных ножей,
Выбирайте себе из князей и бояр
удалого молодца,
Удалого молодца, воеводушку,
Пойдёмте-ко мы сражатися, за матушку,
за родную землю,
За родную землю, за славный город Москву,
Уже заполонили-то Москву поляки злы.
Разобьём их, много перевешаем,
Самого-то Сузмунда в полон возьмём…»


Памятник Козьме Минину в Нижнем Новгороде

После победы и коронации Михаила Федоровича Романова гражданину Минину был пожаловал Минину чин думного дворянина и вотчины.


Спасо-преображенский собор (в конце 19 века), где после смерти до 1929 года покоился прах Минина. В 1929 году храм был разрушен.


Михайло-Архангельский собор Кремля, где сейчас похоронен Козьма Минин


Михайло-Архангельский и Спасо-преображенский собор в конце 19 века.

Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

Реклама