Перед большим французским вояжем у меня состоялось малое морское путешествие в Финляндию на яхте «BLITZ». С отважным экипажем этого судна меня познакомила наша морская Оксана .
Прокатиться на яхте я хотела давно, и вот так случайно обстоятельства сами сложились, и меня пригласили на борт.


Я на вахте на рассвете, сосредоточенно смотрю на горизонт

Об этой лодке я уже писала в посте Прогулка на яхте «BLITZ».
Такой поход на яхте – не круиз. Экипаж перегонял судно к Средиземному морю, поэтому шли без задержек, были ночные переходы, к земле причаливали утром и ненадолго. Так морской викенд получился насыщенным, удалось проникнуться духом морских странствий.
Хочу рассказать о некоторых деталях такого путешествия на яхте. Возможно, кому-то эта информация будет полезна.

Мы стартовали в вечер пятницы из питерского яхт-клуба и отправились в Конштадт на таможенный пункт, чтобы пересечь границу. Радовало, что удастся избежать очередей, обычных для сухопутной границы России и Финляндии.


Покидаем родные берега, мимо проходят красивые парусники. Яхтенный сезон в разгаре


Берега Кронштадта


Знаменитые форты Кронштадта


Яхта «BLITZ» на таможне в Кронштадте


Очереди ждет питерское судно «Мечта»


Красивые корабли

В Кронштадте пограничный пост мы прошли быстро, получив в паспорте штампики о выезде «с корабликами», и вышли в море. Финский берег с погранзаставой ждал нас ранним утром.


Курс на Финляндию!


Душевная команда подобралась

Закат над морем

Как планировалось, ранним утром мы причалили к Финнскому островку Хаапасаари. Пограничный контроль еще не начал свою работу, и я успела немного пройтись по берегу. Вскоре пришла собака с пограничниками пограничники пришли с собакой, но сфотографировать их колоритную группу по правилам не разрешили.


Финляндия, остров Хаапасаари


Похулиганила пофоткала на границе

Собаку запустили на яхту выполнить свой профессинальный собачий долг. Я высказала беспокойство, а не нагадит ли она на яхте – кто знает, какая у нее реакция на незнакомые предметы. Народ посмеялся, но беспокойство найти собачью «ватрушку» появилось.


Название острова на гербовой табличке. Медведь — герб Пограничной охраны Финляндии

Пограничники сделали замечания по поводу спасательных жилетов. Сказав, что этого недостаточно для спасения жизни. Меня попросили надеть жилет, показать насколько я владею вопросом безопасности. Без посторонней помощи застегнуть жилет не удалось. Пограничники долго провозились с судовыми документами, но, конечно, добро на дальнейший путь дали. Кстати, меня порадовало, что я поняла их английскую речь.

Дальше нас ждал еще день и ночь пути.
Капитан распределил между экипажем и пассажирами время несения вахты. Вахту обычно несет группа из нескольких человек, тогда «проспать» опасность сложнее. Вспомнилась фраза из вузовского учебника «Морского английского» — «Mikle is keeping watch» (Майкл несет вахту, хотя дословно переводится как — Майкл хранит часы).


Как уже упоминала в прошлом морском посте, показатели прибора скорости на яхте и навигаторе различаются. Вот прибор яхты — скорость 6,9 узлов.


А вот навигатор с картой указанием курса, скорость 7,15 узлов.


Суровое Балтийское море


Навигация в планшете

Как я уже писала, на яхте стоит немецкий автопилот, который экипаж ласково называет «Адик». Рассказали, что «Адик» долго отказывался работать, и после его покупки в Германии пришлось идти своим ходом, только дойдя до Эстонии «Адик» проснулся и начал исправно работать.

На один автопилот полагаться не стоит. К финским островам был задан прямой курс автопилоту, но если бы капитан не проконтролировал, на подходе к острову мы бы наткнулись на скалы.


Рабочий момент, ставят паруса.


Путешественники со стажем

Мне удалось порулись. Держать курс требует усилий и внимательности. Как мне объяснили, основное внимание должно быть не на прибор перед глазами, а на горизонт и по сторонам. В навигации учат ориентироваться по береговой линии на горизонте, солнцу, звездам, абсолютно на технику полагаться не стоит.


И я снова у руля

У меня тоже было ночное вахтенное время. От трех часов ночи до семи утра. Чтобы не уснуть, мне рассказали некоторые детали ночной навигации . По навигационным огням судов можно определить, каким бортом судно расположено к нам, направление его движения и габариты.


Ночное время, один из товарищей по вахте. Мне обещали рассказать морскую страшилку, но в суете забыли.


Рассвет над Балтикой

Например, «Бортовые огни». Красные огоньки – левый борт (запомнить можно легко — слева сердце, сердце-кровь красное), зеленые огоньки – правый борт. А по белым определяются габариты судна в темноте. Судно более 50 метров на ходу несет три белых огня – два топовых и один кормовой. Судно менее 50 метров на ходу несет два белых огня – один топовый и один кормовой.
Правил огней много, без практики всех не зазубрить. У судна, занятого буксировкой, например, тоже установленные правила огней.

Еще интересный познавательный рассказ о буйках «координальной системы». Эти буи устанавливаются у опасных участках относительно сторон света (север, юг, запад, восток) и указывают, с какой стороны нужно обойти опасность.
Буи также указаны на электронной карте навигатора, которым пользуются современные яхтсмены.


В морской куртке, ночью прохладно


И вот рассвет и «многоменя»


Вот так выглядят значки буйков. Чтоб легче запомнить, используются ассоциации. Юг – треугольники вершиной вниз – как пальма. Север – треугольники вершиной вверх – как елочка. Запад – как песочные часы, восток – как ромбик на ковре.

Ночью буйки определяются по огням:
Восточный — три проблесковых, пауза, период 10 секунд, три быстропроблесковых, пауза, период 5 секунд.
Южный — шесть проблесковых, один продолжительный, пауза, период 15 секунд, шесть быстропроблесковых, один продолжительный, пауза 10 секунд.
Западный — девять проблесковых, пауза, период 15 секунд, девять быстропроблесковых, пауза, период 10 секунд.
Северный — без пауз проблесковый, быстропроблесковый.

Специфики в такой навигации достаточно, и лучше всего все запоминается на практике. Зубрежка по учебникам тут не поможет.

Вот так под утро мы добрались до славного финского городка Ханко, где нас ждали все блага цивилизации. В «Марине» порта есть заправка для яхты, множество кафе, и традиционная финская сауна с комфортным душем – бесплатная для экипажа яхт, оплативших стоянку у причала. Секретный код от сауны-душевой можно получить у служащего на ресепшен. У финнов, как обычно, все чисто, стерильно, аккуратно.


Финский берег


По бухте курсирует такой трамвайчик


Швартовка у заправки


Вот так вот с топливом

Назад в Петербург мы отправлялись на маршрутке. Яхта следовала дальше в порт Киль, а потом дальше к Средиземному морю. График и планы осенних путешествий «BLITZ» можно найти вот тут в группе Аврора-яхтинг Генуэзские плавания.

Пока ждали водителя, было время немного прогуляться по городу Ханко.


Прокат велосипедов

Городок Ханко уютный, с историей. Древняя гавань, упоминание о которой встречается впервые в 13 веке в Талинских летописях, датский король Вальдемар II Серин дал порту название Hangethe. В русском языке это название по звучанию трансформировалось в Гангут.
Недалеко от берегов Ханко состоялась знаменитая Гангутская битва, первая победа флота Петра I в Северной войне со Шведами.


Водонапорная башня в Ханко, построена в 1943 году


Лютеранская церковь конца 19 века


Монумент свободы со львами. Памятник немецким морякам, высадившимся в Ханко в 1918 году, что стало днем окончания гражданской войны в Финляндии. Памятник поставлен в 1921 году. Сначала на нем была благодарственная надпись немцам. В 1940 году в Ханко разместилась советская военная база, памятник не тронули до начала великой отечественной войны, пока немцы были союзниками. Когда советские войска покинули базу, в 1943 году памятник был восстановлен, но в 1945 году демонтирован. Восстановлен только в 1960 году, но без благодарственной надписи. На памятнике написано — Наша свобода


А этот военный мемориал, посвящен погибшим солдатам во Второй мировой — и советским, и финским

В Ханко сохранилось множество дачных особняков конца 19 века, которые снимали на лето русские аристократы.


Кораблик на детской площадке


Гордые финские птички

Назад на границе пришлось постоять. Была огромная колонна с собаками, возвращались с выставки в Хельсинки. Собачки вели себя спокойно.


Тут только одна собачка. А мимо проехал джип, в котором устроились три немецких овчарки.

Спасибо экипажу яхты за интересное и душевное путешествие. Удачной экспедиции. Кстати, яхта «BLITZ» уже добралась до Киля и следует в Брест. Можно позавидовать путешественникам, которые пройдут пролив Ла Манш под парусами. Надеюсь, еще такая возможность будет.
О маршруте яхты, к которому можно присоединиться на любом этапе, в группе:
http://vk.com/genovasailing

Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
e_be8aef90-1Моя группа в Одноклассниках

И еще рекомендую ознакомиться — Мои мистико-приключенческие детективы

Реклама