Древняя гавань города Ревеля (так до 1919 года назывался Таллин) хранит немало морских тайн.
На морскую тему меня вдохновила прогулка на паруснике, посещение Морского музей и ресторан Корсар.


Причалы современного Таллина (фото мои)
В этом посте у меня собрана история прошлого и настоящее старой гавани.


Гавань Ревеля в 1827 году, рис. И. Гау
Пираты Ревеля
Пираты расположились на островах близ Ревеля — Аэгна и Найссаар. Они ночью зажигали костры, создавая видимость маяка, заманивая проходящие мимо суда на прибрежные скалы, а потом грабили.
В 16 веке для борьбы с пиратами в Ревеле снарядили флот, моряки которого вскоре сами приступили к пиратской практике, грабя датские и шведские суда.
Чтобы торговля проходила только через Ревель, каперы также не подпускали английские и голландские суда к Нарве, которая была захвачена Иваном Грозным.
В 1561 году во время Ливонской войны городу пришлось обратиться за покровительством к королю Швеции, пиратские набеги на шведские суда были прекращены.


Дом одного из пиратов. Он вместе с подельщиками разжигал костры, заманивая суда в ловушку.
Когда ушел на покой, его состояния хватило на такой домик

В 1569 году датские корабли атаковали суда Ревеля прямо в бухте, 30 кораблей было сожжено. В ответ 11 июля 1569 года ревельские солдаты палили из пушек со стен крепости по датским кораблям, захватившим побережье.

Цитадель Петра Великого
По свидетельству подводного археолога Велло Мяса, воды таллиннской бухты скрывают крепость, которая была построена Петром I в 1715-1718 году для защиты от нападения шведских кораблей.
Крепость находится под водой на расстоянии 900 метров от берега.

петр1-3
Крепость Петра под водой. Фото Postimees

петр1-4

петр1

петр1-2
Вело Мяса так описывает свое открытие:
«Морская вода в Эстонии мутная, так что далеко не увидишь. Под водой начинающему дайверу без дополнительных приборов не понять, на какой глубине он находится. Поскольку видимость была плохая, то развалины цитадели появились совсем неожиданно, как какое-то сказочное привидение из другого мира.

Сначала мы увидели одиночные бревна, потом — высокую стену из бревен. Вообще-то стен было две, одна построена внутри другой, вместе они образовывали сруб или ряж, напоминающий каркас башни площадью примерно сто квадратных метров. Между внутренними стенами был плотно уложен известняк. Таких ряжей было три. По словам Мясса, когда то цитадель была морской крепостью, пушки которой защищали вход в таллиннский порт».

P1150849
Гавань наших дней

P1150831

P1150851

Последний пункт отправления кораблей
Бухта Ревеля стала последним пунктом отправления кораблей, крушения которых были самыми трагичными в истории российского флота. Покинув Ревель, эти суда не вернулись.

Гибель парусника «Лефорт»

Линейный корабль «Лефорт», следовавший из Ревеля в Кронштадт, затонул 5 октября 1857 года. Причина гибели судна неизвестна.
Погибло более 800 человек, в том числе 66 женщин и 19 детей.

айвазовский
Гибель "Лефорта", рис. И. Айвазовский
Историк Владимир Шигин пишет: «В те времена перевозка на военных судах членов семей моряков была вполне обычным делом. В данном случае корабль уходил на зимовку в другой порт, и любящие жены отправились туда за своими мужьями. В числе пассажиров, отправлявшихся на "Лефорте" в Кронштадт, была жена командира с двумя племянницами-подростками (…) жена унтер-цейхвахтера Никитина, жена состоящего по адмиралтейству прапорщика Иванова, жена подполковника корпуса морской артиллерии Дмитриева с сыном. На "Лефорте" находилось немало и матросских жен, часть из которых были с детьми».

Корабль был найден 4 мая 2013 года экспедицией «Поклон кораблям Великой Победы» Константина Богданова между островами Гогланд и Большой Тютерс.

лефорт4
Останки корабля "Лефорт"

лефорт1

лефорт2

лефорт3

«В ходе обследования морского дна гидроакустической станцией вчера был обнаружен большой подводный объект, который был предварительно идентифицирован, как корабль, лежащий на морском дне. Это парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи "Лефорт", затонувший осенью 1857 года. До сегодняшнего дня его местонахождение оставалось неизвестным», — по заявлению главы пресс-службы западного военного округа Андрея Бобруна.

Гибель броненосца «Русалка»

7 сентября 1893 года в 8.40 броненосец «Русалка» вышел из порта Ревеля.
В 10 часов в Финском заливе начался шторм, в 11.40 по свидетельству экипажа судна «Туча» — броненосец скрылся из виду в тумане. Больше «Русалку» никто не видел.
На борту пропавшего судна находилось 177 человек. Событие вызывало волнения в царской России, был создан фонд помощи семьям погибших моряков. Трагедию вспоминали несколько лет.
Пропавшее судно найти не смогли.
Только в 2003 году археолог Велло Мясс обнаружил место гибели броненосца в 25 км южнее Хельсинки.

FOTO_3
Броненосец "Русалка". Фотографии из фондов Эстонского Исторического музея.

русалка

FOTO_2

FOTO_1

FOTO_11
7 сентября 1902 года благодаря пожертвованиям был поставлен памятник погибшим,
скульптор А.Г. Адамсон.

Газета «Ревельские известия» о трагедии:
«Гибель сердца жгучей болью отозвалась в сердцах русского народа; горькими слезами оплакивалась товарищами судьба погибших моряков; неутешным горем поразила она их родственников и друзей, — продолжало издание. — Горе было тяжелее от той необычной обстановки, той таинственностью, которою было покрыто исчезновение броненосца среди бела дня у берегов родины. Нет человеческих сил, способных передать те душевные муки, которые должны были испытать люди долга, расставаясь с жизнью в волнах родного моря, в нескольких милях от родины и друзей».

Газета «Новое время» о памятнике броненосцу:
«Над погибшими воинами ставят памятники, над могилами близких людей – кресты. К ним приходят помолиться, вспомнить покойных; нужно, значит, подумать и о памятниках геройским жертвам водяной стихии, нашим отважным морякам».

Парусник «Kajsamoor»
Поискать подробности этих историй меня вдохновили рассказы капитана парусника.
«Kajsamoor» (год постройки 1939 год) — шотландское судно, на котором во времена второй мировой войны перевозили оружие. Фашисты не принимали парусники всерьез и никогда не проверяли. Судно несколько раз меняло порт приписки в разных странах Европы, и теперь принадлежит Эстонии.

P1150689
Красивый парусник.
На него бы успели в последний момент после экскурсии на телебашне

P1150685

P1150592
Наш капитан

P1150593
Наши на борту. и

P1150601
Наши поднимают паруса

P1150651
и

P1150602
за привычным делом

P1150625
Капитан рассказывает

P1150599
Сначала был чай с печеньками, а потом гостей угостили вкусной наваристой ухой

P1150623

P1150626

P1150624
Вид на Старый город

P1150628
Интерьер парусника

P1150634

P1150637

P1150640

P1150639

P1150669
А наша Оксана смогла влезть на мачту

P1150675

P1150678

P1150683

Ресторан «Корсар»
Любителям пиратской романтики обязательно нужно тут побывать.

P1150447
Вход в ресторан находится в холле бара «Бирхаус»

P1150492

P1150493
Пиратский зал

P1150496
Пиратская сервировка

P1150495
Пиратский повар

P1150494
Пиратские официанты

P1150505

P1150504
Пиратский туалет

P1150503
Пиратские пепельницы

P1150502
в пиратской курилке

P1150498

P1150499

P1150500

P1150501

P1150490

P1150491

На этом морскую тему Таллина не заканчиваю, мы еще побывали в Морском музее.

Обновление блога в моем паблике вконтакте

Мои посты о Таллине
Легенды старого Таллина. Городская площадь
Штурм Таллинской телебашни

И еще новый вкусный пост от Оксаны
http://oksa-sun.livejournal.com/197171.html

Спасибо нашим партнерам

HotelLook — сравнение цен и подбор отелей

Напрокат.ру — это возможность арендовать новые автомобили во многих городах России.

Физика вождения — курсы экстремального вождения для автомобилистов в Петербурге.

Реклама