Снова о Музее печати в Петербурге. В 19 веке в доме нынешнего музея жил и работал фотограф императорской семьи — Сергей Львович Левицкий. Мастер, стоявший у истоков развития фотографии. В работах Сергей Левицкого отражена история семьи Романовых и русской литературы.
Любопытное совпадение — его однофамилец Дмитрий Левицкий был знаменитым портретистом времен Екатерины Великой.


Кабинет фотографа Сергея Левицкого (экспозиция Музея Печати).
Само слово «фотография» появилось в 1839 году благодаря астрономам Джону Гершелу и Иоганну фон Медлеру.
Свои первые фото Сергей Левицкий сделал во время службы на Кавказе в 1842-1843 году (фотографу было 24-25 лет), пять этих снимков получили медали на выставке в Париже.


Молодой Сергей Левицкий


Сергей Левицкий — фотограф императора


Знаменитое фото Гоголя с русскими художниками сделано Левицким
во время путешествия по Италии (1845 год)


Фото Николая Гоголя, 1849 год

Левицкий сделал серию фото «Коллекция портретов русских литераторов», которые могли купить поклонники писателей.


Молодой Лев Толстой, 1856 год


Федор Тютчев, 1865 год


Николай Некрасов в Париже, 1864 год


Дмитрий Менделев, 1861 год

Фотоателье, открытое Левицким в Париже в 1859 году, пользовалось популярностью.
В газете писали об успехах фотографа:
«Владеющий ныне в Париже лучшим фотографическим заведением, вполне артистическим. В этом же заведении приготовляется ежедневно до 1500 карточек».

В 1864 году 45-летний фотограф удостоился чести сделать снимки семьи французского императора Наполеона III.


Евгения, супруга французского императора Наполеона III.
Фото с именем Левицкого и адресом его фотоателье в Париже

В 1865 году Левицкий возвратился в Петербург, получив титул фотографа императорского величества. Мастер открыл свое фотоателье на Мойке, где сейчас расположен Музей печати. К дому был пристроен дополнительный павильон, который до наших дней не сохранился.


Предметы фотографа (Экспозиция Музея печати)


Вот такой фотоаппарат был в 19 веке

Некоторые фото семьи Романовых, сделанные Сергеем Левицким в его фотоателье на Мойке.


Император Александр II с супругой Марией Александровной


Император Александр II и его пёс Милорд, 1870 год


Александр II, 1860-е годы


Цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III), 1865 год


Цесаревич Александр с невестой принцессой Дагмар Датской
(будущая царица Мария Федоровна), 1865 год

Брак Александра и принцессы Дагмар был заключен по любви, редкость среди династических браков.
Из дневника царевича Александра:
«Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни [так в семье Романовых звали Дагмару], тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы все устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на все это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил мое счастье».


Мария Федоровна с сыном Николаем (будущий Николай II), 1870 год
Объяснение, почему маленьких мальчиков наряжали в платья, я впервые услышала от гида в чешском замке. Мальчики умирали чаще, чем девочки. Поэтому по суевериям, аристократы и монархи Европы наряжали маленьких мальчиков в платья, чтобы «обмануть смерть».


Цесаревич Николай Александрович (будущий Николай II), 1889 год (из последних фото мастера)


Обратная сторона фотографий студии Левицкого


Рафаэль Левицкий, продолживший дело отца, получил признание не только как фотограф,
но и как художник. Обучался в Императорской академии художеств.
Протрет работы И. Репина

Реклама