Первые заклички весны

Зима злится, не хочет уходить. Пора весну звать!
Первые заклички «гуканья весны» весны начинались у древних славян в начале марта.
Селяне поднимались на крыши домов и пели песни, призывая весну.


Ой, весна красна, что ты вынесла,
Ой ли, ой лёли, что ты вынесла?
– Я, весна красна, в пуню пошла,
В пуню пошла, сено вынесла,
Сено вынесла да в амбар зашла,
В амбар зашла зерно выгребла,
Зерно выгребла, на поля пошла,
Пошла поглядеть, что там делают?
А на полюшке там порядку нет


В этот день проводили обряды изгнания зимы.
Выметали мусор из избы, стучали палками по заборам (выгоняя зиму со двора), сжигали старые вещи, приговаривая:
«Вон, зима, из хаты, а лето в хату»
«Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому»

Были обряды, для которых елочку украшали лентами и колокольчиками, а потом возили по селу, закликая весну.

К приходу весны начинали ворожить на богатый урожай: выкапывали ямку, куда засыпали зерно и монеты, потом ямку закапывали.

Весенние обряды сопровождались песнями.

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

Благослови, мати, Весну закликати!
Ай лели-лели, Весну закликати!
Весну закликати, Зиму провожати,
Ай лели-лели, Зиму провожати!
Зимочку в возочке, Летечко в челночку,
Ай лели-лели, Летечко в челночку!

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью великою,
С милостью богатою.
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
Лето, лето, поди сюда!
А ты, зима, ступай за моря!
Надоела нам, надоскучилась,
Эх, рученьки приморозила,
Все суставчики перезнобила,
Метель глазки повыхлёстывала.


Закличка весны на крыше (первые годы советской власти)

Весна, весна, что ты нам принесла?
— Принесла я вам четыре угодья, ой, ладо моё!
Первое угодье — воды половодье, ой, ладо моё!
Второе угодье — пахарево поле, ой, ладо моё!
Третье угодье — скотинушку в поле, ой, ладо моё!
Четвёртое угодье — народу доброе здоровье, ой, ладо моё!

Весна, приди, три угодья принеси!
Первое угодье —
В лугах половодье
Второе угодье —
Солнце на подворье!
Третье угодье —
Зеленое раздолье!

После закличек во дворах и на крышах домов, славяне отправлялись кликать весну на кладбище. Эта традиция появилась со времен захоронений-курганов, в те далекие времена славяне поднимались на могилы-курганы звать весну.
Символично, на границе между этим и другим миром — между весной и зимой.

В закличках на кладбищах выражался обряд почитания и поминовения предков.


Поминовение предков на кургане

Древнеславянские поминальные песни звучали в форме диалога живых родственников с умершими.

Например, песня-разговор живой дочери с умершим отцом:

А батюшка мой, соловейка,
Ой, батюшка мой, соловейка, у!
Ты приедь, приедь ко мне в гости,
Лёли, полёли, ко мне в гости, и!
– Дочушка моя, горемычная,
Лёли, полёли, горемычная, у!
Я бы рад к тебе приехать!
Зимою нельзя за снегами,
Весною нельзя за водами,
А летом нельзя за жарами.
– Зимою приедь в возочке,
Весною приедь в челночке,
А летом приедь в карете.

Есть другая похожая песня, в которой мертвый свекр говорит с невесткой.

А в чистом поле на кургане, да люли, люли на кургане,
Соловей гнездо совивает.
А свёкор невестку со двора зовёт.
– Ты гукай, не гукай, леший свёкор,
А и мне твой голос не доходит,
А и буйные ветры не доносят.
– Ты дочка, моя дочка дорогая,
Да когда ж ты ко мне в гости придёшь?
– А зимою нельзя за снегами,
А весною нельзя за водами,
А по лету нельзя за жарами.
– А зимою приедь в возочке,
А весною приедь в челночке,
А по лету приедь в карете.

Обряды проводили в вечернее время. Дни «первых закличек» не были выходными, поэтому весну гукали после рабочего дня. Точных дат «первых закличек» не было, поэтому обряды могли проводиться несколько дней.

Кто не выходил кликать весну, того пугали:
Кого нету, кого нету на улице?
Положь его колодою,
Колодою дубовою.
Маньки нет на улице.
Положь её колодою,
Колодою дубовою

Заканчивались заклички шуточными дразнилками. Часто такие ритуальные перебранки устраивались между жителями соседних сел.

За лесом, лесом собаки брешут.
Собаки брешут, три купца едут,
Три купца едут, белила везут.
– Хлясинские девочки, купите белила!
– На что нам белила, мы и так белы,
Мы и так белы, ребятам милы!

Три купца едут, бураки везут.
– Хлясинские ребята, купите бураки!
– На что нам бураки, мы и так дураки!

По болонью вода разливается, ой люли, люли, разливается.
А Мишка дочкой набивается:
– Ты приедь, прибудь, младой Ванечка,
Ты возьми, возьми мою Манечку.
А она у меня и пряха и ткаха,
И ткаха и пряха, по колено рубаха,
Рукава по локоть, не умеет работать:
И в поле жнея, и дома как змея…


«Весна», Рис. Б. Кустодиев

«Вторая закличка» весны проходила 22 марта, но об этом подробнее накануне даты.

Добавить комментарий

